В 2018 году в Белграде было окончательно закрыто движение поездов через главный железнодорожный вокзал города. Все поезда вывели на подземную станцию на окраине города, а пути за бывшим зданием разобрали.
Никто точно не знает, что здесь разместится, но зрелище мощное. Прекрасное старинное здание отреставрировано и сияет новизной, в него можно даже зайти со стороны заросших травой платформ. А территорию станции застраивают жильем.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Вокзал: 1884 – 2018
Вокзал Белграда был построен в 1884 году.
Он находится в самом центре города. До парламента, президентского дворца и городской администрации – минут 10-15 неспешным шагом. На привокзальной площади сохранилось прекрасное транспортное сообщение. Ходят автобусы и трамваи. Вот один из них – под рекламой русского кваса.
В шаговой доступности – автовокзал.
Еще в 1960-е годы у властей города появился проект по переносу вокзала из центра города. Реализовать его смогли только к 2016 году. На окраине открыли новую подземную станцию, которая стала выполнять функции вокзала. На станции нет ни здания вокзала, ни нормального городского транспорта. Поэтому новая станция пустует даже в час-пик.
Тем не менее, в 2018 году со старого центрального вокзала ушел последний поезд.
И на задворках пылится паровоз
Я был на площади перед зданием вокзала вечером в выходной день и удивился, насколько мало народу гуляет здесь.
Перед тем, как ехать в Белград, поискал в Сети, что пишут про здание вокзала. Наткнулся на пост 2019 года, где коллега детально описывал, что увидел. За два года кое-что изменилось. Например, здание вокзала очевидно отреставрировали.
Правда, никому не понятно его новое предназначение. Закрыли вокзал просто так. На всякий случай. Википедия сообщает, что здесь разместят музей, но какой именно, еще не решили. Сперва говорили, что сюда переведут музей Николы Тесла из другого здания. Потом вроде придумали создавать новый музей средневековой Сербии. Затем опять заговорил про музей Тесла.
Но лично я открыл бы здесь музей чиновничьей глупости.
Перед зданием вокзала стоит памятник Стефану Немане, сербскому правителю XII века. Его тоже все критикуют за то, что он совсем не вписывается в облик старого города.
Если заглянуть в дырку в заборе сбоку от вокзала, то можно рассмотреть, что на задворках в окружении бытовок, как будто на свалке, пылится старый паровоз.
А это, между прочим, первый венгерский паровоз 11-022 1947 года постройки. Пять лет назад все выглядело так.
Саму площадь, кстати, отреставрировали как-то странно. Теперь вход в здание вокзала начинается с более низкого уровня, чем сама площадь.
Платформа заросла травой
Боковой фасад вокзала тоже сияет новизной.
Если обойти здание вокзала, то можно представить, как здесь кипела жизнь...
Дело было поздно вечером, уже почти ночью, но здесь было абсолютно спокойно, несмотря на близость автовокзала. Вдали стояли местные полицейские, но они не проявляли ко мне никакого интереса: хочешь лазить по заброшкам посреди ночи и – о, ужас! – фотографировать? Да пожалуйста!
Вот старое табло.
А это какая-то бывшая станционная постройка.
Сохранилась платформа с навесом.
Даже линия, за которую нельзя заходить, еще не стерлась.
И платформенные табло висят. Их даже никто не побил за те три года, что здесь нет поездов.
Теперь можно только представлять, как люди, выходя из поезда, шли по этому перрону в сторону здания вокзала.
Конечно, российская действительность накладывает на сознание отпечаток. Я долго не мог поверить, что вход в полностью отреставрированное здание просто открыт. И никто за тобой не подглядывает из-за угла.
Здание, конечно, замусорено. Смесь строительного мусора с бытовым...
Так ради чего?
Если честно, я не нашел ответа, ради чего нормальный вокзал перенесли на окраину и опустили под землю. Ни местные, ни гиды, ни Википедия не знает ответа.
Сразу за ж/д вокзалом инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов строят новый жилой массив. Выглядит все так, как будто это окраина Москвы, а не центр столицы почти европейской страны. Здесь будут многочисленные многоэтажки, стоящие едва ли ни вплотную друг к другу. Учитывая, что это самый центр Белграда, – решение так себе.
Впрочем, говорить, что арабы пролоббировали закрытие вокзала, тоже неверно. Проекты жили параллельной жизнью, и вокзал начали закрывать еще до прихода сюда инвесторов, а стройка идет все же не на земле бывшей станции.
В одной статье, на которую я наткнулся, один именитый серб-ученый урбанист назвал закрытие старого вокзала Белграда «самой катастрофической ошибкой в истории белградского транспорта». И похоже, что это действительно так.
Чтобы не пропускать новые тексты, подпишитесь на наш канал с анонсами в телеграмме. Там мы выкладываем ссылки на новые статьи сразу после их публикации.