Найти тему

Инфантилизм: размышления психолога.

Оглавление

На протяжении многих лет в психологическом консультировании подтверждается одна общая тенденция: целое множество психологических проблем берет своё начало в инфантилизме личности.

Беспечность - еще не инфантилизм!
Беспечность - еще не инфантилизм!

Как показывает практика, феноменология инфантилизма разнообразна: он может быть всеобъемлющ или ситуативен; способен в корне изменить бытие человека или затронуть лишь определённую сферу жизни.

Что же такое "инфантилизм"?

Говоря простым языком, инфантилизм - это личностная незрелость, когда качественное ее развитие соответствует более раннему возрасту, а не тому, в котором находится человек.

Инфантилизм в психологическом, более широком смысле, - это незрелость психических функций: мышления, эмоциональности, внимания, памяти, моторики.

Как проявляется инфантилизм?

Проявлений инфантилизма много. Все они индивидуальны по своей сути и глубине. [Не стоит ставить «клеймо» инфантила по одному признаку, но не помешает лишний раз окинуть мысленным взором свою личность и порефлексировать. 😌]

К инфантильным проявлениям личности относят:

  • незрелую и неадекватную ситуации эмоциональность, трудности в выражении и понимании эмоций;
  • низкий уровень рефлексии, неадекватную самооценку и отсутствие критичности [возможности оценить] к себе;
  • регресс поведения в детскость, игры и увлечения, характерные более младшим возрастим;
  • эгоцентричность [Я-Центр мира], а отсюда трудности во взаимоотношениях, манипулирование, потребительское отношение к людям;
  • зависимое поведение [курение, алкоголизация, игромания, отношения и проч.]
  • склонность к фантазированию, преувеличению и вранью;
  • отсутствие самостоятельности и избегание ответственности, в том числе за своё будущее, неумение заботиться о других.

Этот список можно продолжить. Инфантилизм крайне многогранен в своих проявлениях.

Особенности становления инфантилизма

Инфантилизм начинает формироваться ещё в детстве и вполне может олицетворять собой риск постепенного развала личности.

Социальная ситуация развития - важнейший фактор: в семье, детском саду, школе, университете, на работе, в общении и взаимодействии с окружающими поэтапно формируется наша личность. Гиперопека дома, уничтожение здоровой мотивации в школе, кумир-инфантил в интернете и десятки, сотни других вариаций причин затягивают личность в инфантилизм.

Он становится неплохой защитной, кредо, лозунгом - «живи одним днём!». 

А следом за инфантилизмом тянутся психосоматические эпизоды, перерастающие в тяжелые болезни, неудачи в работе, крах в отношениях, букеты психологических травм и разочарований.

Потому что инфантилизм на самом деле никакая не защита, наоборот, - самое слабое место.

Что же делать?

Рефлексировать, развивать свою личность и критическое мышление. Расширять свои знания и учиться на чужом опыте. Заботиться о близких и брать ответственность. Стараться продуктивно и своевременно решать проблемы. А главное - не бояться и не отчаиваться. 

Вероятно в моих словах инфантилизм обретает образ ужасающего спрута, и это даже отчасти так. Но его возможно побороть, даже если положение дел кажется удручающим. Да, глубина, на которую он способен затащить личность, велика. Но у нас с вами всегда под рукой есть спасательный жилет - рефлексия. Она вытянет с любого дна, да ещё накидает строительного материала на целый корабль, которому никакой спрут не будет страшен. 😌

Случай инфантилизма из практики

[в форме эссе и в качестве заключения.]

Чем детский инфантилизм отличается от взрослого? Он «более невинный» или не так заметен постороннему взору? А, может быть, он быстрее культивируется из-за потакания родителей?.. Случаи инфантильных взрослых более насыщены, иногда даже поражают не хуже сюжетов кино. Их, возможно, легче выявлять, потому что, к примеру, курение и употребление алкоголя – уже зацепка для дальнейшего углубления в случай.

Но я хочу рассказать о случае инфантилизма у мальчика 12-ти лет.

Нужно начать с того, что анамнез подопечного с самого раннего детства был отягощен некоторыми соматическими заболеваниями, которые постепенно дали ход психосоматике. Мальчик из полной семьи. Мама родила его достаточно рано, а проблемы со здоровьем у сына стали причиной ее гиперопекающего поведения. Чувство вины не позволяло ей быть требовательной и настойчивой. Отец же, судя по всему, наоборот – старался вырастить мужчину, но, вероятно, план этот начал осуществлять уже в более позднем возрасте сына. Таким образом, подопечный еще больше укрепился в симбиотических отношениях [чрезвычайно, болезненно близких] с матерью, побаиваясь отца и ища у нее защиту.

Далее следовало рождение сестры, что повлекло разрыв этой патологической связи сына с матерью. Мать и на сегодняшний день всячески пытается опекать сына, но различные негативные проявления в его поведении провоцируют ее амбивалентные реакции.

Итак, из инфантильных черт у подопечного можно отметить: целые эпизоды «впадения в детство», клептоманию, зависимость от игр, постоянное фантазирование, граничащее с ложью, взаимодействие с сестрой как с домашним животным.

Анализируя поведение подопечного с позиции изучения инфантилизма, становятся понятными многие ситуации. Так, например, подопечный любил в конце занятия поиграть с детским волчком. Это был не единичный случай, игра была увлеченной и могла продолжаться до тех пор, пока не был потушен свет. И это в 12 лет. Такая же заинтересованность была в игре с большими кубиками для самых маленьких. Насколько мне было известно, дома он вообще вел себя как младенец или подражал сестре (ей 5 лет).

На мой взгляд, клептоманию в данном случае можно отнести к виду зависимого поведения, наряду с игроманией или алкоголизмом. Подопечный воровал и раздавал сворованное друзьям; крал деньги у родителей, а на них покупал конфеты. Кстати и игромания у него намечалась, но родители начали прятать планшет под замок.

Мир фантазий у подопечного очень плотно примыкал к реальности. Он сочинял практически постоянно, путаясь и забывая начало придуманного. В его рассказах он был героем, который всегда хорошо себя ведет, защищает слабых, совершает смелые поступки, спасает друзей... Продолжать можно долго. Действительно, жизненная ситуация мальчика была таковой, что в этих фантазиях он спасался от суровой реальности, в которой он поджигал почтовые ящики и дрался с одноклассниками. И этих фантазий, кажется, ему было достаточно, ибо менять себя, свое отношение и поступки подопечный не хотел. Всё бы ничего, но его фантазии соединились с ложью. Родители начали ловить сына на постоянных обманах. Я предполагаю, что такие ситуации могли повлечь за собой суровое наказание со стороны отца, а в ответ – еще большее чувство вины матери, а значит – ее желание отгородить, обезопасить, сделать вместо сына. И как следствие - усиление инфантилизации.

Был момент, когда подопечный обращался со своей сестрой как с собачкой (сестре на тот момент 2-3 года). Я могу предположить, что это была попытка подопечного «обесценить» ее положение младшего ребенка. Мне видится, что этим мальчик хотел сказать: «Ребенок тут я, а она всего лишь собачка». Это всего лишь предположение, но даже не беря его в расчет, выходит, что брать ответственность за сестру, как за маленького человека, подопечный не хотел. Он больше подражал ее поведению, либо «отрицал» ее принадлежность к роду человеческому, что снова может натолкнуть на мысль об очередной детскости в поведении.

Итак, рассмотрев предпосылки и черты инфантильного поведения у подопечного, можно задуматься о возможностях преодоления. По сути, наша совместная работа была направлена именно на это. Необходимо было вывести личность ребенка на качественно новый уровень. Для этого использовались притчи, различные варианты словесного творчества, проигрывание ситуаций, внедрение элемента самостоятельности и ответственности, а конечный продукт деятельности был задуман как подарок сестре. Параллельно с этим велась борьба с психосоматической проблемой.

Важным звеном должно быть создание ситуации несения ответственности за сестру. Также страдающим аспектом его личности является самостоятельность. В ситуации, когда подопечный должен сам контролировать свои дела, должно постепенно прийти понимание того, что никто не будет вечно защищать и опекать его мир мечты.

В заключение нужно сказать, что в преодолении инфантилизма очень важно содействие окружения. Ребенок не сможет вырваться из пут, которыми его окутывает мать, особенно в том случае, если это самое комфортное место для него самого.

Благодарю за прочтение!

Еще больше о психологии - тут.