Найти тему
Сергей Курий

SHOCKING BLUE без «Шизгары» (что послушать ещё?), часть 1

Насчёт SHOCKING BLUE бытуют два совершенно разных мнения, и в каждом есть зерно истины. Одни считают, что это "группа одного хита", которая в музыкальном плане ничем особенным не выделялась - мол, песенки у них простые, а тексты и вовсе незатейливые. Другие, напротив, утверждают, что SHOCKING BLUE недооценивают, ведь кроме знаменитой "Шизгары" у группы полно других отличных песен. И, хотя я во многом согласен с первыми, это не мешает мне находиться на стороне вторых...

Как известно, красой и гордостью SHOCKING BLUE была голосистая Маришка Верес. Недаром группа стала отсчитывать свою дискографию именно с момента появления Маришки, и даже назвала свой четвёртый альбом "третьим" («3rd Album»), предпочтя "забыть" о дебютном лонгплее, записанном с вокалистом-мужчиной.

SHOCKING BLUE: Клааше ван дер Вал (бас), Маришка Верес (вокал), Корнелиус ван дер Бек (ударные) и Робби ван Левен (гитара).
SHOCKING BLUE: Клааше ван дер Вал (бас), Маришка Верес (вокал), Корнелиус ван дер Бек (ударные) и Робби ван Левен (гитара).

Однако "ядром" и главным композитором SHOCKING BLUE долгое время был гитарист Робби ван Левен. Кстати, сам "вожак" группы не питал особых иллюзий о своём творчестве.

Робби ван Левен:
«Я признаю: я не сложный. Я люблю природу, кантри и западную музыку, люблю выпить и рок-н-ролл. Красивый, незатейливый. Что в этом такого? Поэтому и мои тексты простые.
...Я постепенно сам прихожу к пониманию того, что для SHOCKING BLUE невозможно другое звучание. Когда я работаю над музыкой дома, я думаю: «Да, вот это всё-таки что-то новенькое!» Но когда Маришка это поёт, такое ощущение пропадает. Сам подумай: мы всего лишь группа – три гитары и барабаны, ничего больше. И мы уж точно не тянем на революционеров семидесятых».
Робби ван Левен и Маришка Верес.
Робби ван Левен и Маришка Верес.

Однако назвать музыку SHOCKING BLUE безликой и примитивной тоже нельзя. У неё было своё узнаваемое звучание, в котором в разных пропорциях присутствовали рок, поп, кантри, психоделия. А одной из самых узнаваемых "фишек" стали чёткие рубленные гитарные риффы, которые вместе с мощным вокалом Маришки придавали песням силу и драйв.
И, пускай "визитной карточкой" SHOCKING BLUE остаётся затёртая до дыр "Шизгара" (она же - "Venus"), в арсенале группы полно хороших песен, в чём мы сейчас и убедимся.

Сразу скажу, что моя подборка субъективна (хотя я и добавил в неё несколько треков, о которых нельзя не упомянуть). Какого-то обилия информации о песнях тоже не ждите – в СМИ с этим негусто. Ну, а писать о музыке, как выразился один остряк, это всё равно что "танцевать архитектуру". К счастью, интернет-формат даёт нам возможность не только читать, но и слушать. Поэтому приятного прослушивания!

«Send Me A Postcard»

Сингл: 14 декабря 1968
Трек альбома «At Home» (немецкое издание) (1970)

Начнём мы, как положено, сначала - то бишь, с первого сингла, записанного после прихода в группу Маришки Верес. Если бы Робби ван Левен сочинял эту песню сегодня то, наверняка, назвал бы её «Send Me e-mail» («Пришли мне электронное письмо»), а то и вовсе «Позвони мне на мобилу». Но в 1968 году таких возможностей не было, поэтому героиня умоляет своего парня воспользоваться услугами старой доброй почты и прислать хотя бы почтовую открытку с заверениями, что его любовь не остыла.

Перевод - Tanya Grimm:
https://www.amalgama-lab.com/songs/s/shocking_blue/send_me_a_postcard.html
Пожалуйста, не подведи меня,
Во всей округе нет такой любовницы как я.
Пришли мне открытку, милый
Пришли мне открытку прямо сейчас.
-4

По словам Маришки, после выхода «Send Me A Postcard» всё и «закрутилось». Через четыре недели песня уже была в европейских хит-парадах, став №10 в родных Нидердандах и №4 в Бельгии и Франции. И надо сказать, заслуженно - звучит она так мощно, что порой кажется, что героиня песни не просто просит, а требует и даже угрожает. Отличная ритмика, прикольное соло на клавишных - чего ещё нужно для хорошей рок-песни?

Недаром по числу каверов, которые записывают на песни SHOCKING BLUE, «Send Me A Postcard» уступает разве что «Венере». Правда, особо удачных среди них практически нет - поэтому приведу лишь некоторые.

Amy Gore & Her Valentines - Send Me A Postcard (2012)

Muska - Kirjoita postikorttiin (1971)

На финском языке. Кавер стал дебютным синглом певицы Муски и её первым хитом.

Mavi Isiklar - Ask Cecegi (1971)

На турецком языке под названием "Цветок любви". На это раз герой – мужчина, который находится в отъезде и ждёт от любимой несколько строк.

«Long and Lonesome Road»

Сингл: 8 марта 1969
Автор: Robbie van Leeuwen

Второй сингл с Маришкой - и снова отличный (№17 в Нидерландах и №6 во Франции). Содержание песни полностью соответствует названию - «Долгая и одинокая дорога». Героиня едет по пустынной ночной трассе - видимо, в надежде воссоединиться со своим любимым. Во втором куплете она неожиданно упоминает некоего старика, который укажет ей путь и предскажет будущее. Что это за "старик" я, правда, не понял (возможно, подразумевается какой-то мистический помощник или даже сам Господь Бог).

К сожалению, нормального видео, где SHOCKING BLUE исполняют «Long and Lonesome Road» я так и не нашёл, поэтому привожу несинхронизированный ролик, где эту песню явно наложили на другую. Ну, хоть на группу посмотрим...

Не знаю, радоваться мне или грустить по поводу того, что многие соотечественники знают мотив «Long and Lonesome Road» по каверу украинской группы QUEST PISTOLS. Дебют, как песни, так и самой группы состоялся 1 апреля 2007 года на телешоу "Шанс". По какой-то прихоти, продюсеры захотели сделать музыкальный коллектив из трёх танцоров, которые прежде просто сопровождали выступления участников "Шанса". Танцевали ребята хорошо, а вот петь не умели от слова "совсем". Но с современными технологиями обработки голоса это уже не было проблемой.
В итоге, QUEST PISTOLS взяли музыку SHOCKING BLUE, облекли её в попсовую упаковку и наложили поверх дурацкий текст:

Я устал, хочу любви!
Да так, чтоб на век!
А ты паришь секс!
Костя Боровский, один из участников QUEST PISTOLS:
«Знаешь, как появилась «Я устал»? Я всегда любил ставить какую-то классную музыку перед репетицией или после нее, но не хип-хоп по который мы обычно репетировали, а что-то другое. И я поставил SHOCKING BLUE «Long And Lonesome Road». Бардаш (Юрий Бардаш - украинский продюсер - С.К.) обратил внимание на эту песню. Это ещё был балет, ещё даже не было группы, но мы уже тогда думали, что мы круче тех артистов, у которых выступаем на подтанцовке. Решение самим стать артистами было на поверхности. И тот кавер на неплохой трек классной рок-группы стал нашей первой песней. Не какая-то выдуманная песня про любовь, а то, что нравилось нам».

Права на оригинальную песню новоиспечённый проект, как позже оказалось, приобрёл вполне официально. Вот только на том - первом - выступлении никто и словом не обмолвился об истинном авторе музыки. Что, разумеется, вызвало у меломанов законное возмущение и ожидаемое обвинение QUEST PISTOLS в плагиате. В общем, отличный пример, как можно сделать из конфетки известно что, да ещё и о конфетке умолчать.

Из других каверов на «Long And Lonesome Road» стоит упомянуть версию 2020 года от британской супергруппы The JADED HEARTS CLUB. Группу образовали участники известных коллективов (Мэттью Беллами из MUSE, Грэм Коксон из BLUR и др.) - как раз для того, чтобы исполнять каверы на любимые песни.

«Hot Sand»

B-side на сингле "Venus": июль 1969
Автор: Robbie van Leeuwen

Что бы там Ливен не говорил о простоте своей музыки, на самом деле гитарист не чурался экспериментов. Например, на альбоме «At Home» он явно увлёкся модной тогда психоделией. Психоделический звук по своему определению должен быть странным и, не побоюсь этого слова, носить оттенок наркотической "обдолбанности". А что может быть более странным для европейского уха, чем экзотичная восточная музыка?

-5

Поэтому на «At Home» Ливен не раз брал в руки индийский ситар. Этот инструмент можно слышать, например, в песне «Hot Sand», где Маришка предлагает заняться с ней любовью на "горячем песке".
Думаю, желающих заняться любовью с красавицей-вокалисткой в то время хватало. Однако девушка совсем не походила ни на героинь своих песен, ни на рок-девиц своего времени. Вступая в SHOCKING BLUE она сразу заявила музыкантам, что между ними не будет никакого интима. Даже на сцене певица вела себя чересчур сдержанно (в одном из комментариев к моей
предыдущей статье её даже назвали "деревянной").

-6
Маришка Верес:
«Никаких мерзостей, как в других группах. Наркотики? Никогда не бывало. Нет, мы этим не занимались. Выпивки тоже не было. Сама я не пью. Просто не переношу. Если хоть чуть-чуть выпью, чувствую себя потом отвратительно. К сигаретам я тоже равнодушна».

«Love Buzz»

Трек альбома «At Home» (оригинальное голландское издание) (30 сентября 1969)
Автор: Robbie van Leeuwen

Ещё одна психоделическая песня с использованием ситара и прихотливой сменой ритма. Название песни у нас переводят по-разному - "Гул любви", "Любовный трепет" и даже "Влюблённое бормотание" (Buzz - буквально "гудение, жужжание").

Автор перевода — Kayla
https://en.lyrsense.com/shocking_blue/love_buzz_sb
Я жажду тебя, как пустыня — дождь,
Я бы лучше умерла...
Милый, мне обидно, когда ты не рядом,
Так расправь крылья и прилетай!
Слышишь моё любовное бормотание?

Признаюсь, что лично я к этой песне совершенно равнодушен. Однако не упомянуть её нельзя, хотя бы, потому, что в 1988 году кавер на «Love Buzz» стал первым синглом тогда ещё малоизвестной группы NIRVANA.

-7

Говорят, басисту NIRVANA - Кристу Новоселич - очень нравилась в этой песне басовая партия своего коллеги - Клаше ван дер Валя. Интересно, что сам Де Валь был польщён кавером, а вот автор Робби Ван Ливен назвал его второсортным.

Надо сказать, что и Курт Кобейн был крайне недоволен тем, что лейбл выбрал «Love Buzz» в качестве первого сингла. В хит-парад сингл не попал, а один из критиков даже назвал его «любовной песней для душевнобольных». Тем не менее, благодаря последующему фантастическому успеху NIRVANA, интерес к песне возродился.

В 2004 году группа The PRODIGY записала на основе «Love Buzz» песню «Phoenix» с электронной аранжировкой и урезанным до трёх строчек текстом (вокал принадлежит приглашённой певице Луизе Бун).

Добротную версию «Love Buzz» можно услышать и на трибьют-альбоме NIRVANA 2016 года в исполнении группы CIRCA SURVIVE.

«Mighty Joe»

Сингл: 29 ноября 1969
Трек альбома «At Home» (немецкое издание) (1970)
Автор: Robbie van Leeuwen

Ещё одна песня, о которой лично я бы не стал упоминать, если бы не одно "но"...
Как известно, в начале 1970 года SHOCKING BLUE вытащили свой "счастливый билет" - их песня «Venus» возглавила американский топ. На волне этого успеха в американские чарты попал и следующий сингл группы «Mighty Joe», став №43. А вот в родном голландском хит-параде эта песня показала даже лучшие результаты, чем «Venus» (если «Venus» добралась до 3-й срочки, то «Mighty Joe» - до 2-й).

-8

Речь в песне шла о неком "могучем Джо" - брутальном мачо, который огуливает множество девчонок - причём, судя по всему, довольно грубо. Тем не менее, героиня, которую он лишил невинности до сих пор в него влюблена, хотя это и не мешает ей призывать остальных девчонок остерегаться негодяя.

«Wild Wind»

B-side на сингле "Mighty Joe": ноябрь 1969
Автор: Robbie van Leeuwen

Песня про "дикий ветер", напоминающая звуковую дорожку к какому-нибудь вестерну, мне понравилась сразу, как только я её услышал. Очень лаконичная композиция с тревожным ритмом ударных и реверберирующей гитарой.

Дикий ветер, скажи мне, почему мы родились?
Дикий ветер, скажи мне, почему мы умрем?

К сожалению, на этом мы пока прервёмся. Из-за обилия аудио и видео, я решил не перегружать страницу и продолжить разговор о лучших песнях SHOCKING BLUE во второй части.

Автор: Сергей Курий

Другие статьи по теме:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц