В первой части статьи я начала рассказывать историю о том, как в детский сад (а было это много лет назад) для обмена опытом была приглашена педагог по ИЗО из "Школы искусств".
Мы, воспитатели детского сада, были не уверены в себе и не удовлетворены результатами своей работы, и хотели научиться работать лучше.
Педагог по ИЗО из "Школы искусств" поделилась с нами - какие нетрадиционные техники рисования она использует в своей работе.
Нетрадиционные (альтернативные) техники рисования для использования на занятиях по рисованию в детском саду.
Рисование восковыми карандашами, свечой.
Рисование воском - нанесение на белую бумагу рисунка свечой или цветными восковыми карандашами с последующим закрашиванием всего листа краской. Нарисованный свечой рисунок проступает сквозь краску, не закрашивается.
Граттаж.
Граттаж - процарапывание рисунка заострённой палочкой на специально подготовленном листе бумаги. Лист картона вначале натирают свечой или цветными восковыми карандашами, затем заливают полностью черной тушью, слегка смешанной с мылом, и дают хорошо высохнуть.
Кляксография.
Кляксография (рисование кляксами) - раздувание с помощью трубочки нанесённых на бумагу цветных капель краски.
Рисование мыльной пеной или пеной для бритья
Рисование мыльной пеной или пеной для бритья - подкрашенный красками мыльный раствор вспенивают с помощью трубочки, наносят в нужное место на рисунке и дают высохнуть.
Штамповка (штампинг) - рисование штампами.
Штамповка (штампинг) – создание рисунков, используя разнообразные штампы (отпечатки).
Виды штамповки:
- высушенными листьями;
- стеблями, ветками и семенами растений;
- кусочками меха и ваты;
- штампиками из пластилина;
- штампиками из овощей;
- отпечатками поролона;
- нитками, намотанными на коробок, карандаш;
- гофрированной бумагой и втулками от туалетной бумаги;
- кусками мятой бумаги или полиэтиленовой плёнки.
Можно сказать, что для создания фантастически красивых изображений можно использовать любой материал, который, будучи смоченным в краске, может оставить отпечаток на бумаге.
Дети получают от работы с этими материалами ни с чем не сравнимое удовольствие!
Как изготовить скетчбук для дошкольников?
Что ещё мне запомнилось из той давней беседы с педагогом по ИЗО из «Школы исквсств», так это то, что она всем своим подопечным рекомендовала всегда носить с собой блокнот для зарисовок. У художников он называется – скетчбук.
Это обычный небольшой блокнот, без разлиновки. Но только к нему необходимо привязать на нитке простой карандаш, чтобы ребёнок его не потерял.
Скетчбук необходим для того, чтобы в любом месте и в любое время можно было нарисовать в нём всё, что покажется нужным.
Педагог же даёт для этого следующие задания:
- «Зарисуй самый первый попавшийся круглый предмет»,
- «Зарисуй самый красивый осенний листок (зимой – снежинку)»,
- «Зарисуй то, что встретилось стебе самое-самое красивое»,
- «Зарисуй мамину улыбку»,
- «Зарисуй мамино украшение».
Педагог знает, что художнику, в первую очередь, нужно уметь наблюдать, видеть вокруг себя красоту, и ненавязчиво приучает детей к этому.
Следует отметить, что для придумывания заданий, самому учителю также нужно иметь достаточно развитую фантазию.
Педагог по рисованию - он и в Африке педагог по рисованию.
В конце нашей встречи мы спросили у педагога по ИЗО из «Школы искусств» - какое у неё образование. Оказалось, что она окончила стандартное педагогическое училище /а среди воспитателей есть образование и повыше/, и начала работу обычным воспитателем.
Мы все - одной крови!)))
Итоги встречи по обмену опытом.
Подведём итоги: Что делает работу педагогов с дошкольниками в «Школах искусств», и подобных им учреждениях, более результативной и вызывающей большее доверие у родителей?
1. Педагог концентрирует все усилия на одном виде деятельности, не распыляется, как воспитатель детского сада, на разные виды работ.
2. Он имеет больше времени на подготовку к занятиям (опять же – у него один вид деятельности), и имеет больше места для размещения необходимых материалов. У него один кабинет выделен для изобразительной деятельности, а воспитатель может выделить для ИЗО только несколько полок в шкафу.
3. Увеличение времени, выделяемого на занятие рисованием за счёт блокнота для зарисовок.
4. Вовлечение родителей в совместную с педагогом деятельность по обучению и развитию ребёнка (это надо было поставить первым пунктом).
Мама не с пренебрежением относится к занятиям рисованием («как к мазне») своего ребёнка, а принимает участие:
- в подготовке к предстоящему занятию даже по дороге в "Школу искусств"(«А ты ничего не забыл?», «Не набирай на кисточку много краски.»),
- в настрое на работу («Сегодня у тебя получится ещё лучше!»),
- в анализе рисунка своего чада («А почему так нарисовал?», «А какой цвет лучше было бы выбрать?»),
- в оценке его работы («Как хорошо у тебя получилось сегодня!»).
А ведь это всё – часть педагогической работы, которую взяла на себя мама! Потому и результат лучше!
Вывод: всё, что я хотела сказать своей статьёй - педагоги, работающие с дошкольниками в разных видах образовательных учреждений, имеют одинаковое образование, одинаковую подготовку, они ничем не хуже.
Но в детских садах на них наваливается настолько огромный объём работы, столько разных видов деятельности и разного вида занятий, что порой они начинают работать в некоторых областях некачественно, поверхностно.
Но виноваты не воспитатели, а организаторы системы дошкольного образования, которые должны создавать для работы нормальные условия, позволяющие давать исключительно качественное образование. А не сокращать штаты воспитателей "оптимизируя" работу в детских садах.
Что Вы, уважаемые читатели думаете об организации занятий по рисованию в деском саду?
А, может быть, Вы – родитель ребёнка, посещающего кружок ИЗО где-нибудь, помимо детского сада, значит, Вам есть что сравнить?
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!