Найти в Дзене
Жизнь советского человека

Почему возвращались на Родину сбежавшие в годы Гражданской войны? Их жизнь при новой власти

Революционные события 1917 года стали тяжёлым потрясением для всех жителей Российской империи. Сначала они из подданных превратились в граждан, а потом стали товарищами, но это было только начало. Бедой стало то, что страна буквально рассыпалась на атомы. Злые, безжалостные, беспощадные друг к другу атомы.

И если для рабоче-крестьянских классов жизнь и раньше сводилась к ежедневной борьбе за существование, то для людей образованных и привыкших хотя бы к некоторому физическому и психологическому комфорту революции и последовавшие за ними разного цвета, но одной сути. Терроры, а затем и Гражданская война стали бедствием, от которого нужно держаться подальше. Бежавшие от этого бедствия люди и стали первой русской эмиграцией.

Так бежали из Крыма в 1920 году
Так бежали из Крыма в 1920 году

Судьбы эмигрантов, а было их точно больше миллиона (ряд источников говорят и о пяти), сложились по-разному. На Родину до начала 1930-х годов вернулись порядка 300 тыс. человек. Репатриантами двигали самые разные мотивы. Вряд ли стоит лукавить, упирая на тоску по родным берёзам. Она, конечно, присутствовала, но человек в таких жизненных переломах часто руководствуется куда более прозаическими мотивами.

Крестьян звала назад земля, которую большевики действительно раздали. Представители технических профессий в обстановке начинавшегося кризиса на Западе массово были не нужны, а Советская Россия начинала восстанавливать промышленность. Людям творческих профессий, пожалуй, больше всех была нужна именно родная почва – коллеги, зрители, слушатели и читатели, говорящие и думающие на одном языке.

Возвращались, хоть и в единичных количествах, даже крупные военачальники, успевшие насолить Красной армии. Например, генерал-лейтенант Яков Слащёв в Гражданскую войну был, пожалуй, одним из лучших белых генералов, и уж точно самым стойким и отважным. В Константинополе Слащёв прилюдно кричал на барона Врангеля – по мнению генерала, барон предательски сдал Крым красным.

В 1921 году Слащёв воспользовался объявленной амнистией и вернулся в Россию. Сразу стал преподавателем на командирских курсах "Выстрел" – тогдашнем эрзац-заменителе военных училищ.

Многие советские военачальники вспоминали, что лекции Слащёва были настолько интересными, что места в аудиториях занимали за несколько часов до их начала.
Слащёв
Слащёв

Если говорить о людях образованных, то, несмотря на амнистии, прошлое многим из них то и дело припоминали. Власть, так звавшая эмигрантов на Родину, в конце концов многих из них, увы, обманула.

Именно так сложилась судьба блестящего металлурга Владимира Гулыги. Храбрый и одарённый военный окончил академию Генерального штаба, был награждён солдатским Георгиевским крестом (большая редкость), и решил стать инженером-металлургом. И стал, да ещё каким! Огромные современные домны до сих пор строят по принципам, разработанным Гулыгой. Он внёс большой вклад в развитие Юзовского металлургического завода и реконструировал, фактически построив заново, тульский Косогорский завод.

В. И. Гулыга поддерживал на заводах жёсткую дисциплину – доменный цех, в принципе, плохое место для расслаблений. В 1917 году ему пришлось бежать. Он воевал за белых, командовал бронепоездом и очутился в Чехии, где работа по специальности на заводе в Витковице. Но Родина позвала – и инженер откликнулся на её зов.

Гулыга В. И.
Гулыга В. И.

Он снова работал в Юзовке, уже переименованной в Сталино, был главным инженером в Керчи и Макеевке, а затем переехал на Урал, где под его руководством была разработана технология получения феррованадия. А в 1937 году сначала был уволен с производства, затем арестован и приговорён к высшей мере.

Самую удачную карьеру среди репатриантов первой волны сделал Алексей Толстой. Он уезжал в эмиграцию сознательно. В 1917 году ему было 35 лет, и идеи Октябрьской революции он откровенно не принял. В отличие от тысяч других эмигрантов, материально Толстой не нуждался, написав в эмиграции первую часть "Хождения по мукам" и "Аэлиту". В Советский Союз приехал в 1923 году осмотреться, ему понравилось, и "Красный граф" (он действительно был графом) стал советским писателем.

-4

Перечислять имена людей, успевших пожить на Западе и всё же вернувшихся на не всегда ласковую Родину, можно долго. Они были очень разными, шутка ли, в одном списке числятся Марина Цветаева, митрополит Елефеврий и купец, старовер и кинематографист Михаил Трофимов. Объединяет их, пожалуй, лишь смелость – чтобы вернуться в тогдашнюю Советскую Россию, нужно было обладать ей в полной мере.

Что вы об этом думаете, пишите в комментариях и ставьте лайки! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.