Да, этот громоздкий и неуклюжий с виду самолет стал в какой то степени символом кубизма и новых веяний в дизайне и архитектуре в двадцатые годы прошлого века. Ле Корбюзье использовал изображения этой махины в своей важной работе "К архитектуре". Да и во многих изделиях последующего столетия мы видим влияние этой модели - знаменитые игрушки из дерева покрашенные зеленым или красным и по сути вечные - с рублеными геометрическими формами - это и есть принцип Фарман Голиафа в детских игрушках :-). И не только детских.
Как самолет (даже с учетом модернизации после войны) особо не прижился в ВВС Франции и других стран. Пробовали продавать всем - включая Советскую Россию - но без особого успеха в использовании. В лучшем случае транспортник или учебная машина.
Вот разве что испанцы заинтересовались - и попробовали применить его в войне против Рифской республики. Эта часть Марокко взбунтовалась против испанцев (которые расширили свои владения после первой мировой) и первое время успешно. Берберы нападали на испанские гарнизоны и счет потерям колонизаторов шел на тысячи если не больше. Срочно направили подкрепления - 150 000 солдат. Плюс эскадрильи Голиафов. Причем бомбы были газовые - с ипритом. Не воевавшая в первую мировую Испания привлекла разных немцев и бельгийцев к закупкам газа и созданию его запасов. Бомбы были весьма хрупкими, летчикам запрещалось садиться с ними, так что в любом случае эти гадкие бомбы сбрасывались на повстанцев или их угодья. Вообще, эти полеты были весьма рискованными. Берберы метко стреляли и имели массу современных ружей и прочих огнестрелов, захваченных у испанцев. Часть самолетов была сбита - но большая часть падала сама, из-за попадания песка в двигатель - примерно треть экипажей погибла.
А уж берберы пострадали по полной программе - последствия газовых бомбежек проступали и в последующие десятилетия. Испания так и не признала всех этих ужасов, даже сам факт использования иприта... Каталонская партия левых республиканцев выдвигала предложение признать все это (в 2007) - но оно не нашло поддержки у остальных. Вот вам и символ кубизма. Или первых газовых бомбежек гражданского населения в истории.
Технические характеристики:
Тип двигателя 2 ПД Salmson CM.9
Мощность, л.с. 2 х 260
Максимальная скорость , км/ч 140
Крейсерская скорость , км/ч 120
Практическая дальность, км 400
Практический потолок, м 4000
Экипаж, чел 2
Полезная нагрузка: 12-14 пассажиров
О другом гиганте-бомбардировщике того же времени, немецкой постройки - здесь.
О спутниковой связи, без которой не обойтись ни воздухе, ни на море, ни на воде - здесь.
Всем удачи и успехов!