За свою историю Иркутский авиационный завод поставлял продукцию в 37 стран мира. С 1936 года здесь строят машины, которые признаны авиационными специалистами авиастроения одними из самых надёжных. В конце 40-х годов, когда авиация делала первые шаги в реактивную эпоху, Иркутский авиазавод получил задание на серийное производство фронтового бомбардировщика Ил-28. Для того времени это был очень прогрессивный самолёт.
Переход на качественно новые изделия означал новые скорости, новые боевые возможности и новое оборудование, ведь с развитием авиационной техники развивалось и станкостроение.
В конце 60-х годов на Иркутском авиационном заводе стали выпускать самолёты Ан-12, эта машина зарекомендовала себя как очень надёжный аппарат, неприхотливый в обслуживании , способный работать в самых разных климатических условиях. До сих пор Ан-12 входит в лётные парки многих стран мира, он летает в Арктике и Антарктике, на экваторе и Южной Америке и, конечно же, в России.
Со стапелей Иркутского завода вышла ещё одна машина Олега Антонова, которая так же, как и Ан-12 летает по сей день во многих странах мира, доказывая свою надёжность и эффективность. Это Ан-24, который используется в гражданской, так и в военной авиации.
В настоящее время Иркутский завод стал родиной для нового современного пассажирского лайнера МС-21 и как происходит сборка этого самолёта и какие новейшие технологии используются при этом мы сейчас и узнаем.
Уровень оборудования современного авиационного завода разумеется уже далёк от агрегатов и станков 50-х годов прошлого века. Внедрение компьютерных технологий в процесс создания самолёта повысила точность изготовления деталей, но возросли и квалификационные требования к операторам современного оборудования, от профессиональной подготовленности которых, зависит очень многое.
В отличие от 20-го века значительно повысился уровень автоматизации, если раньше - это в основном ручная работа и обработка на универсальных станках, то сейчас практически 100% обработка на станках с ЧПУ.
Процесс сборки самолёта максимально автоматизирован, если раньше каждую панель собирали на отдельном стапеле, то сейчас унифицированное оснащение позволяет собирать 16 панелей в одной сборочной оснастке. Уровень точности сборки стал на порядок выше уровня сборки, по сравнению с самолётами 20-го века.
Вот только два эпизода из обработки деталей и агрегатов для авиалайнера МС-21. В цехе люминесцентного контроля с помощью специального напыления и ультрафиолета проверяется качество обработки деталей. Такой контроль позволяет выявлять трещины и другие дефекты. Это достаточно новая технология, которая применяется в авиастроении.
Сначала готовую поверхность детали насыщают керосином, который имеет большую проникающую способность, затем добавляется ещё один химикат, который увеличивает ту самую проникающую способность керосина.
После чего деталь промывают, сушат и обрабатывают составом с окисью магния. Весь процесс подготовки автоматизирован и задаётся программой, а непосредственная проверка качества производится человеком в специально затемнённом помещении с использованием ультрафиолетового фонаря.
Если в детали есть, хотя бы микроскопическая трещинка, в ультрафиолете она будет видна, как яркая белая полоса. В случае обнаружения брака деталь отправят, либо на обработку, либо на переплавку.
Вот второй эпизод из, можно сказать, финального этапа сборки авиалайнера МС-21. В цехе анодирования алюминиевые, титановые и стальные детали самолёта обрабатывают специальными химическими коктейлями, в их состав, наверное входит вся таблица Менделеева, за исключением, конечно, радиоактивных элементов. Это делается для того, чтобы защитить детали летательного аппарата от негативного влияния окружающей среды, резких перепадов температур и других вредных факторов.
В первую очередь - это антикоррозийная обработка методом электролиза. В резервуар помещается деталь, где она покрывается анодной защитной плёнкой, затем, следуя технологии на свежий слой анода накладывается слой грунта и краски.
Окончательно самолёт и его детали окрашиваются в собранном виде, процесс этот довольно долгий, который продолжается около 10 суток, причём чистота воздушной среды в цехе окраски, такая же, как и в хирургической операционной.
Вот такая Родина нашего долгожданного узкофюзеляжного среднемагистрального пассажирского авиалайнера МС-21.