Паломничество (на санскрите «тиртха-ятра», или «путешествие к святым местам») в индуизме относится к необязательным, но желательным ритуально-культовым практикам. В Индии существует определенная система правил, связанных с совершением паломничества. Сначала человек должен определить цель полездки к святым местам: очиститься от грехов, избавиться от болезней, исполнить данный ранее обет, совершить поминальные обряды и т.д. Очень важно посоветоваться с астрологом и выбрать благоприятное время для паломничества, например во время какого-нибудь религиозного праздника, а также соблюдать определенные ограничения до отправления в дорогу.
К местам паломничества относятся священные реки, озера, города и горы. Паломник совершает ритуальное омовение (снана) в священной реке или храмовом пруду: трижды погружается в воду с головой, а затем, стоя по пояс в воде, три раза набирает воду в ладони и возливает ее сначала богам, а потом святым и предкам. Если человек совершает эти обряды на берегу священной реки – воплощении богини, ей тоже необходимо поклониться и опустить в ее воды цветы, поднести кокосовый орех, браслеты, сладости и т.п. После этого паломник идет в храм для лицезрения изображения бога (богини) или его символа (даршан), делает пожертвование на храм. Важной частью поездок к святым местам является обход по часовой стрелке вокруг мурти и храма (парикрама). В некоторых случаях он может составлять несколько километров, например вокруг священного города Варанаси (более 50 км) длится около шести дней, а священной реки Ганги (2700 км) еще дольше, так как паломник начиная свой путь от истока реки в Ганготри, в Гималаях, идет вдоль левого берега, дойдя до устья реки в Бенгальском заливе, человек возвращается назад к истоку по правому берегу Ганги.
Традиционно в Индии особо почитаются семь рек (сапта-синдхава): Ганга, Ямуна и подземная Сарасвати на севере страны, Годавари и Нармада в Центральной Индии, Инд на западе и Кавери на юге. Особенно священными считаются истоки рек и места их слияния.
Река Сарасвати обожествляется с древнейших времен. Она восхваляется в гимнах «Ригведы», «Рамаяне», «Махабхарате» и пуранах и почитается как богиня учености и искусств Сарасвати, супруга Брахмы. Сейчас от реки остались лишь следы пересохшего русла. Согласно одной из легенд, демонам удалось похитить у богини ее основной символ - священную книгу знаний, и от стыда Сарасвати скрылась под землей.
Самой священной рекой для индуистов является Ганга, родная сестра богини Парвати, супруги Шивы. Она священна на всем протяжении, но некоторые места особо почитаются: исток в Ганготри, города Хардвар, Аллахабад, Варанаси и устье реки в Бенгальском заливе. Согласно легендам, Ганга помогла сыновьям царя Сагары очиститься и перенестись в рай, спустившись с небес на землю. Она упала с небес на голову Шивы и, спустившись по его волосам, достигла земли, не нанеся ей никакого вреда. С тех пор она выполняет священную миссию очищения праха умерших и вознесения их в рай, ее называют «дарующая спасение» и «дарующая радость». Нет для индуиста лучшего очищения, чем омовение в водах священной Ганги. Если человеку не по силам достичь освобождения путем аскетизма, целомудрия и жертвоприношений, он может получить его, поклоняясь Ганге.
На хромолитографии среди атрибутов бога Шивы находится река Ганга в виде женской головки и струи воды. Таким образом иллюстрируется мифологический сюжет о нисхождении богини Ганги на землю.
Среди священных индийских городов выделяются семь: Хардвар, Айодхья, Пури, Матхура, Удджайн, Праяг и Варанаси.
Хардвар стоит на берегу Ганги, у подножия гор Шивалик, здесь находится отпечаток на камне ступни Вишну – одна из самых знаменитых вишнуитских святынь. Каждые шесть лет здесь проводится праздник Кумбха-мела. Отсюда паломники начинают свой путь к истокам Ганга (Ганготри), а также в Кедарнатх и Бадринатх.
Расположенный в штате Уттар-Прадеш город Айодхья – самое священное место для почитателей Рамы. Седьмая инкарнация Вишну, царевич Рама, здесь родился и сюда вернулся после изгнания. Его правление считается золотым веком в истории Индии.
Священный город Матхура на берегу реки Ямуны считается местом рождения бога Кришны, восьмого воплощения Вишну.
Удджайн является одним из четырех священных мест, в котором проводится праздник Кумбха-мела. Праяг (или Аллахабад) – священный город, где также проводится этот праздник каждые двенадцать лет. Он расположен в месте слияния священных рек – Ганги, Ямуны и Сарасвати.
Город Пури на востоке Индии прославился как цент культа бога Джаганнатха, воплощения Кришны. Здесь расположен знаменитый храмовый комплекс бога, и ежегодно проходит грандиозный праздник колесниц Ратха-ятра, во время которого деревянные статуи Джаганнатха, его брата Баларамы и сестры Субхадры провозятся по городу в огромных колесницах, выполненных в виде передвижных храмов.
Данная картина относится к предметам религиозного искусства. Она является образцом традиционной региональной живописи Ориссы (Северо-Восточная Индия). Живопись Ориссы называется «патачитра». Она происходит от храмовых завес, отличается подчеркнуто религиозным характером сюжетов. На картинах изображается чаще всего Джаганнатх (воплощение Кришны, почитаемое в Ориссе), а также Кришна и Радха.
Радха – в индуистской мифологии пастушка, возлюбленная Кришны. Она, так же как супруга Рамы Сита, почитается как воплощение богини счастья Лакшми.
Самым знаменитым и почитаемым городом Индии является Варанаси (Бенарес) – один из древнейших городов Индии, религиозный центр и место паломничества индуистов, расположенный на левом берегу Ганга, в штате Уттар-Прадеш. На протяжении многих веков город является центром традиционной индуистской учености и образования.
Здесь находится множество храмов и архитектурный ансамбль гхатов Маникарника – главное место кремаций. Гхаты – широкие каменные лестницы, расположенные вдоль всего городского берега Ганга, по которым каждое утро тысячи паломников спускаются для совершения омовения. Поскольку умереть в Варанаси на берегу священной реки Ганг и быть там кремированным считается огромным счастьем, многие люди стремятся провести здесь последние дни жизни. Индуисты привозят сюда умирающих родственников и прах уже умерших, чтобы развеять его над водами Ганга. Среди полутора тысяч храмов города главным является храм Шивы Каши Вишванатх (Правитель мира), где ему поклоняются в форме лингама.