Найти тему
Клуб «Советские фильмы»

«Сентиментальная заказная ерунда», где главную роль сыграл Маяковский

В драматической истории «Барышня и хулиган» (1918) поэт предстал в образе того самого хулигана, который чуть было не перевоспитался из-за любви. Маяковский очень интересовался кинематографом и уже не в первый раз пробовал себя как сценарист. В основу этой ленты легла небольшая книжка итальянца Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», но

по задумке Маяковского действие было перенесено в Россию.

Для кино сюжет о жизни народа был в новинку, тогда немые картины повествовали главным образом о любви и страстях, зачастую в красивых интерьерах, а обычные люди редко оказывались в центре сюжета.

Кадр из фильма «Барышня и хулиган»
Кадр из фильма «Барышня и хулиган»

Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!

С идеей фильма Маяковский весной 1918 года пришёл на частную киностудию «Нептун» в Москве. Государственного кинематографа тогда ещё не существовало: декрет о национализации будет подписан лишь в августе 1919 года. Режиссёр Евгений Славинский оценил идею и решился на съёмки. Это было несомненной удачей: Славинский был уже опытным кинематографистом, он начинал в кино как оператор и снял ставшую классикой немого кино «Пиковую даму» (191:), но интересовался и режиссурой. Вместе с Маяковским они доработали сценарий и начали съёмки.

На работу дирекция киностудии выделило чуть больше недели. Славинский позже рассказывал, что

по традиции тех лет сценаристов на площадку не пускали, поскольку те пытались влезть в процесс и что-то корректировать. Но в данном случае от сценариста избавиться было нельзя, ведь он был исполнителем главной роли!

Маяковский каждое утро приходил на студию всё с новыми и новыми идеями, и часть из них Славинский попытался реализовать. Но некоторые предложения так и остались в фантазиях, поскольку срок был ограничен и вместить всё, что предлагал Маяковский, было невозможно.\

Кадр из фильма. Владимир Маяковский
Кадр из фильма. Владимир Маяковский

Партнёршей поэта по площадке стала Александра Ребикова. Она начинала как актриса театральная, но потом познакомилась с кинематографом и театр оставила. К моменту работы над «Барышней и хулиганом», где она сыграла милую барышню-учительницу, в которую влюбился герой Маяковского, у неё было уже несколько заметных ролей.

Кадр из фильма. Александра Ребикова
Кадр из фильма. Александра Ребикова

Снимали фильм на киностудии, где были симпатичные пейзаж, подходившие для съёмок. Специально декораций почти не возводили:

Евгений Славинский, который был тут не только режиссёром, но и и оператором, обыгрывал уголки студии, используя разные ракурсы, так что казалось, будто герои действительно перемещаются из одних мест в другие.

Некоторые сцены сняли прямо на улицах Москвы, в частности, те, где действие происходило в рабочих районах.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Единственное серьёзное разногласие возникло у режиссёра и поэта лишь по поводу финала. В повести к герою, умирающего после драки, приходит священник.

Маяковский наотрез отказался оставлять этот эпизод,

Славинский же считал, что священник тут необходим. В конце концов спор разрешило начальство киностудии, которое съёмки финансировало, поэтому могло и продиктовать условия. Сцену со священником оставили.

Кстати, Маяковский в том же 1918 году снялся ещё в двух лентах по собственным сценариям, но

до сегодняшнего дня дожила только одна — «Барышня и хулиган».

История из народной жизни зрителям понравилась. Мало того, она понравилась и власти:

лента «Барышня и хулиган» часто шла в кинотеатрах в эпоху военного коммунизма и была включена в программу массовых киносеансов, организованных к празднованию 1 мая в 1919 году в Москве и Петрограде.

Конечно, тогда финальный эпизод с участием священника всё-таки вырезали, но позже его опять вернули.

Сам Маяковский к фильму, да и к себе как к актёру относился иронично и даже критично. И, возможно, зря, потому что чтецом он был замечательным, темперамент имел изумительный, да и внешностью обладал неординарной. Спустя десятилетие Маяковский отзовётся о «Барышне и хулигане» нелестно:

«Сентиментальная заказная ерунда. Ерунда не тем, что хуже других, а тем, что не лучше».
Кадр из фильма. Владимир Маяковский
Кадр из фильма. Владимир Маяковский

В кино поэт больше никогда не снимался, хотя в театральной и молодой кинематографической среде у него была масса знакомых и друзей. Но, скорее всего, причина была в самом Маяковском: его приятель, театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд, отметил, что снимать Маяковского трудно потому, что он сам по себе фигура такая мощная и всеобъемлющая, что заставить его играть кого-то другого невозможно. Но с кино Маяковский всё-таки ещё соприкоснётся: он напишет пару сценариев, а в 1928 году, когда его близкая знакомая Лиля Брик задумает снять документально-игровую картину «Стеклянный глаз», он будет лично подбирать для неё зарубежную хронику. Спустя два года 36-летний поэт по собственной воле уйдёт из жизни.

Очаровательная барышня, актриса Александра Ребикова, переживёт поэта почти на 30 лет. Кино она тоже вынуждена будет оставить в конце двадцатых из-за болезни. И, по трагическому совпадению, жизнь она, как и Маяковский, тоже прервёт сама, приняв чрезмерную дозу лекарства.

Позже Владимир Маяковский будет появлятся на экране, но уже как исторический персонаж. Его сыграют и советские, и иностранные артисты, ну а у нас есть возможность сравнить их с прототипом, ставшим ослепительным символом своей эпохи.

Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296

-6

В новых выпусках:

Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:

Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:

Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:

Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:

«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: