В драматической истории «Барышня и хулиган» (1918) поэт предстал в образе того самого хулигана, который чуть было не перевоспитался из-за любви. Маяковский очень интересовался кинематографом и уже не в первый раз пробовал себя как сценарист. В основу этой ленты легла небольшая книжка итальянца Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих», но
по задумке Маяковского действие было перенесено в Россию.
Для кино сюжет о жизни народа был в новинку, тогда немые картины повествовали главным образом о любви и страстях, зачастую в красивых интерьерах, а обычные люди редко оказывались в центре сюжета.
Клуб «Советские фильмы» теперь в Telegram!
С идеей фильма Маяковский весной 1918 года пришёл на частную киностудию «Нептун» в Москве. Государственного кинематографа тогда ещё не существовало: декрет о национализации будет подписан лишь в августе 1919 года. Режиссёр Евгений Славинский оценил идею и решился на съёмки. Это было несомненной удачей: Славинский был уже опытным кинематографистом, он начинал в кино как оператор и снял ставшую классикой немого кино «Пиковую даму» (191:), но интересовался и режиссурой. Вместе с Маяковским они доработали сценарий и начали съёмки.
На работу дирекция киностудии выделило чуть больше недели. Славинский позже рассказывал, что
по традиции тех лет сценаристов на площадку не пускали, поскольку те пытались влезть в процесс и что-то корректировать. Но в данном случае от сценариста избавиться было нельзя, ведь он был исполнителем главной роли!
Маяковский каждое утро приходил на студию всё с новыми и новыми идеями, и часть из них Славинский попытался реализовать. Но некоторые предложения так и остались в фантазиях, поскольку срок был ограничен и вместить всё, что предлагал Маяковский, было невозможно.\
Партнёршей поэта по площадке стала Александра Ребикова. Она начинала как актриса театральная, но потом познакомилась с кинематографом и театр оставила. К моменту работы над «Барышней и хулиганом», где она сыграла милую барышню-учительницу, в которую влюбился герой Маяковского, у неё было уже несколько заметных ролей.
Снимали фильм на киностудии, где были симпатичные пейзаж, подходившие для съёмок. Специально декораций почти не возводили:
Евгений Славинский, который был тут не только режиссёром, но и и оператором, обыгрывал уголки студии, используя разные ракурсы, так что казалось, будто герои действительно перемещаются из одних мест в другие.
Некоторые сцены сняли прямо на улицах Москвы, в частности, те, где действие происходило в рабочих районах.
Единственное серьёзное разногласие возникло у режиссёра и поэта лишь по поводу финала. В повести к герою, умирающего после драки, приходит священник.
Маяковский наотрез отказался оставлять этот эпизод,
Славинский же считал, что священник тут необходим. В конце концов спор разрешило начальство киностудии, которое съёмки финансировало, поэтому могло и продиктовать условия. Сцену со священником оставили.
Кстати, Маяковский в том же 1918 году снялся ещё в двух лентах по собственным сценариям, но
до сегодняшнего дня дожила только одна — «Барышня и хулиган».
История из народной жизни зрителям понравилась. Мало того, она понравилась и власти:
лента «Барышня и хулиган» часто шла в кинотеатрах в эпоху военного коммунизма и была включена в программу массовых киносеансов, организованных к празднованию 1 мая в 1919 году в Москве и Петрограде.
Конечно, тогда финальный эпизод с участием священника всё-таки вырезали, но позже его опять вернули.
Сам Маяковский к фильму, да и к себе как к актёру относился иронично и даже критично. И, возможно, зря, потому что чтецом он был замечательным, темперамент имел изумительный, да и внешностью обладал неординарной. Спустя десятилетие Маяковский отзовётся о «Барышне и хулигане» нелестно:
«Сентиментальная заказная ерунда. Ерунда не тем, что хуже других, а тем, что не лучше».
В кино поэт больше никогда не снимался, хотя в театральной и молодой кинематографической среде у него была масса знакомых и друзей. Но, скорее всего, причина была в самом Маяковском: его приятель, театральный режиссёр Всеволод Мейерхольд, отметил, что снимать Маяковского трудно потому, что он сам по себе фигура такая мощная и всеобъемлющая, что заставить его играть кого-то другого невозможно. Но с кино Маяковский всё-таки ещё соприкоснётся: он напишет пару сценариев, а в 1928 году, когда его близкая знакомая Лиля Брик задумает снять документально-игровую картину «Стеклянный глаз», он будет лично подбирать для неё зарубежную хронику. Спустя два года 36-летний поэт по собственной воле уйдёт из жизни.
Очаровательная барышня, актриса Александра Ребикова, переживёт поэта почти на 30 лет. Кино она тоже вынуждена будет оставить в конце двадцатых из-за болезни. И, по трагическому совпадению, жизнь она, как и Маяковский, тоже прервёт сама, приняв чрезмерную дозу лекарства.
Позже Владимир Маяковский будет появлятся на экране, но уже как исторический персонаж. Его сыграют и советские, и иностранные артисты, ну а у нас есть возможность сравнить их с прототипом, ставшим ослепительным символом своей эпохи.
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296
В новых выпусках:
Какая реальная история легла в основу детектива «Два билета на дневной сеанс»? Кто снабдил нарядами Людмилу Чурсину, сыгравшую аморально-роскошную Инку-эстонку? Чем прославился Владимир Кенигсон, ставший в фильме главным злодеем? Всё, что вы не знали о знаменитой картине — в выпуске подкаста:
Почему сценарий фильма «Выйти замуж за капитана» несколько лет пылился в архивах и чем не нравился чиновникам главный герой, после премьеры ставший мечтой всех советских женщин? Историю создания знаменитой мелодрамы раскроет выпуск подкаста:
Как Георг Отс едва не стал хозяином Эстонии? Как звучит ария Мистера Икса в исполнении Виктора Цоя? Почему не сложилась карьера исполнительницы роли Теодоры Марины Юрасовой? Подробности о съёмках и любопытные факты о музыкальной картине «Мистер Икс» — в выпуске подкаста:
Как связаны советский фильм «Паспорт» и французская комедия «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"»? Узнайте, какой актёр появился в обеих этих историях, из выпуска моего подкаста:
«Маленькая Вера» — это ушедшие в прошлое грязь, мрак и уныние или по-прежнему яркая иллюстрация провинциальной жизни? Жаркий спор о фильме: