В сети полно красивых изображений и иллюстраций, на которых изображены коренные жители Северной Америки в тот исторический период времени, когда они еще не были переселены в резервации. Отчаянное сопротивление бледнолицым, экзотическая внешность и первобытный образ жизни сделали образ индейца идеальным для изображения символа независимости, стремления к свободе и гармонии с силами природы.
Есть несколько отличительных, визуальных "маячков" по которым зритель узнает индейца - перья, бусы, раскраска лица, прическа в стиле мохок (ирокез) или наоборот длинные волосы, одежда, украшенная по швам вышивкой из геометрических узоров. В зависимости от знаний или от желания разобраться в историческом костюме и реалиях, художник в той или иной степени правдиво изображает индейца.
Однако, есть несколько деталей в облике «не цивилизованного» индейца, по которым можно определить «в теме» художник» или нет.
1 . Брови
Дело в том, что подавляющее большинство «не цивилизованных» индейцев Северной Америки, т.е. не принявших образ жизни, похожий на образ жизни колонизаторов, выщипывали или другим способом удаляли всю растительность со своего лица, причем не только брови, но и зачастую даже ресницы. До появление европейских товаров это проделывали с помощью пальцев, припорошённых золой, а после с помощью щипцов.
Белые путешественники и очевидцы часто писали о том, что индейские мужчины, в мирное время конечно, проводили целые часы перед карманным зеркальцем "наводя марафет"- выдирая волосы и раскрашивая лицо. Именно из-за раскраски лица индейцы занимались подобной эпиляцией, т.к. по их мнению слипшиеся от краски брови и ресницы выглядели не эстетично или даже безобразно.
Есть, конечно, и исключения из правил, и без дополнительного, глубокого исследования тут не разобраться. Например, Джордж Кэтлин, знаменитый портретист и живописец жизни американских аборигенов, мог изобразить членов одного и того же племени, как с бровями, так и без. Например, в 1832 году он написал портрет Волка на Холме, вождя общины шайеннов, бровей у вождя нет. Однако, в 1860-х, когда художник создавал галерею изображений индейцев по собственным эскизам и зарисовкам 1830-х годов, он, судя по всему, снова изобразил того же вождя, но уже с бровями (см. две иллюстрации ниже)
2. Телосложение
У многих современных художников и скульпторов-миниатюристов, наверное, на подсознательном уровне лежит идея фикс, что если он изображает полуголого человека, и тем более воина-туземца, то нужно ему рельефно обозначить все "кубики" на прессе. Это исторически неверно. Да, индейцы были сложены очень гармонично, и это отмечает практически каждый первоисточник, но они не ходили в спортзал "качать бицуху". Это были обычные люди, не слишком напрягающие себя физическими нагрузками, в период изобилия они округлялись, а в голодные зимы походили на скелеты.
3. Элементы одежды
Косяков по этой теме громадьё, сам порой грешу, но стараюсь следовать выбранному историческому канону. Разберу на примере двух изображений (вверху и внизу от данного абзаца). На обеих изображен, т.н. "типовой индейский воин Вудленда" без ярко выраженных племенных признаков. разве только по мокасинам можно судить, что это либо ирокез, либо представитель одного из алгонкинских племен Новой Англии, Нью-Йорка или Пенсильвании.
Оба ходят в спортзал, это видно по накаченным прессам и внушительным грудным мышцам. Оба в мешковаттых ноговицах-леггинах, увешаны ожерельями из вампума, на руках блестящие браслеты из торгового серебра, а у верхнего индейца еще и серебряные броши на фартуке набедренной повязки и серебряные серьги в ушах. Волосы, кроме скальповой пряди, на голове выбриты (выщипаны), прически украшены перьями и высоким роучем из крашенной щетины, у воина со второй картинки в нос продето перо. Вооружение стандартное - мушкет, скальпирующий нож в нагрудных ножнах, сумка с пулями, рог с порохом и томагавк в портупее.
А вот набросок с натуры индейского вождя в полном военном снаряжении. Этот рисунок был сделан Джорджем Таунседом, полковником британской армии, когда он участвовал в военной кампании 1759 года по захвату французской Канады. Оцените насколько скромен этот воин, только серебряная медаль выдает в нем вождя или военного "капитана" индейского отряда. Он идет на войну, где побрякушки и перья в носу только мешают процессу. В самом деле, например, ирокезы и чероки только выходили на военную тропу при полном параде, а выйдя за пределы деревни передавались во все старое и ношенное.
Браслет на предплечье зачернен. Леггины плотно обтягивают ногу, именно так их носили в 18 веке индейцы Вудленда, а мешковатый дизайн это уже из 19-го века. Есть и серьга в ухе, но по виду это простая подвеска из кожаного ремешка с бусинами вампума. Телосложение воина худощавое, поджарое, как у лесного волка. Вооружение все тоже, только ножа не хватает, впрочем, на других набросках индейцев, выполненных Таусендом, этот недостаток был исправлен.
Томагавк заткнут за пояс, видно портупеи в местную индейскую лавку не завезли (шутка). У меня есть мнение, что томагавк (он же просто hatchet - топорик), или как его называли французы cassetête - головоломка, индейскими воинами вообще не точился, а использовался как военная дубинка, поэтому его можно было таскать за поясом, не боясь порезаться или попортись снаряжение. Хотя вы сами можете убедиться по картинке, что портить и резать особо нечего.
Согласитесь, что глядя на этот не совсем красивый набросок, намного больше чувствуется дикость и свирепость индейского воина, чем на красивых изображениях перекаченных индейских самцов, выполненных современными иллюстраторами.
#индейцы #искусство #живопись