Найти тему

«Незаконная планета» Войскунского и Лукодьянова

Перед началом, собственно, статьи, мне хотелось бы сначала сказать, что я читаю этот роман в третий раз. В первый раз я начинал читать его в далёком детстве, и он мне, не то, чтобы понравился. То есть, я прочитал роман весь, но… далеко не всё мне было понятно, и далеко не всё мне было интересно. Второй раз я читал его в 2014-м году – и роман мне понравился сильно больше. И я читаю его сейчас – и роман мне ощутимо нравится. Вот, собственно, теперь можно и начинать…

Вот знаете, "последняя станция" серии "Вавилон" на обложке, конечно радует... А вот то существо - немного похоже. Только вроде лиц у них не было?
Вот знаете, "последняя станция" серии "Вавилон" на обложке, конечно радует... А вот то существо - немного похоже. Только вроде лиц у них не было?

Вообще, книга начинается с того, что главный герой, Алексей Морозов, идёт к своему другу, Володе Заостровцеву, чтобы вместе посмотреть репортаж о том, как на Плутон (да, я в курсе, что теперь он не считается планетой) должен совершить посадку корабль «Севастополь». Мирная экспедиция (а на Земле было массовое разоружение), которая должна была исследовать некий феномен, который был на Плутоне обнаружен. Некое «дерево». И вот, значит, два мальчика (им по одиннадцать лет было), смотрят трансляцию (авторы упоминают, что «картинка» идёт с большим запаздыванием) с борта «Севастополя». Камеры показывают, как корабль готовится совершить посадку, всё идёт хорошо – но ровно до того момента, пока с поверхности Плутона не появляется какая-то вспышка – и всё. Связь с кораблём, на котором, помимо всего прочего были и родители Вовы Заостровцева, пропадает…

А такие иллюстрации были в том издании, что я читал в детстве...
А такие иллюстрации были в том издании, что я читал в детстве...

Сам же роман рассказывает о судьбах Алексея Морозова и Владимира Заостровцева, о том, как они вместе учились, вместе пошли в космос, и о том, как Алексей полетел на ту самую «запретную планету» – на Плутон. И о том, что там будет, собственно, обнаружено. И вот о том, как всё это написано, я и хотел бы рассказать.

Вообще, что касается самого текста книги, то здесь есть один довольно интересный нюанс. Авторский стиль таков, что они стараются в мельчайших подробностях показать нам жизнь этих людей будущего. Например, есть эпизод, как Алексей и другой курсант участвовали в гонках на яхтах. Нет, не на космических, просто на парусных яхтах. Я, правда, так и не понял, почему вся гонка только на автопилотах – но там очень хорошо показана сцена, когда герои перешли на ручное управление, чтобы принять на борт девушек, которые утопили свою яхту. Вообще, сам эпизод показался мне очень красивым – как в плане описания, так и в плане того, что герои будут потом это вспоминать.

Вообще, стоит немного поговорить о том, почему роман написан именно так. Дело в том, что когда авторы пишут о будущем – а тут действие происходит именно, что в далёком будущем – они должны как-то показать, чем быт и жизнь людей, что живут в этом самом будущем, отличается от нашей. Вот я могу привести пример из «Кукловодов» Хайнлайна. Мне этот роман довольно сильно, кстати, нравится, и я с удовольствием рассказал бы про него – если это будет интересно… Так вот, в «Кукловодах» Хайнлайн «экспозицию» если и делает, то очень скромную и небольшую. Например, он упоминает про «Манхэттенский кратер», или про то, что во Франции после Войны стал невероятно популярен нудизм. Но вот он мало рассказывает о том, как изменились технологии и так далее. Или вот – Хайнлайн очень хорошо писал характеры и диалоги – но порой, при попытке как-то «визуализировать» какой-нибудь диалог, получалось, что герои сидят и разговаривают… или в «допросной камере», или просто, посреди ничего. Но при этом, романы Хайнлайна всё равно я читал с удовольствием…

Так вот, авторы данного романа, Евгений Войскунский и Исай Лукодьянов, постарались максимально подробно – и максимально интересно рассказать нам о том, как и чем живут эти люди. И большое спасибо авторам за то, что они не стали превращать живых людей в такие «греческие статуи», если вы понимаете, о ком я. Алексей Морозов, Владимир Заостровцев, другие герои и персонажи показаны именно живыми людьми. Например, главный врач Лунной Базы (Селеногорска), Марта Роосаар, ведёт дневник. И из выдержек её дневника можно понять, что это живая женщина. После гибели мужа, она довольно сильно страдает – от того, что осталась одна и всё такое. И то, как она смотрит на Морозова – показывает именно то, что это живая, чувствующая женщина. И то событие, после которого она всё же включает Алексея Морозова в ту экспедицию – которое, конечно же, авторы не показали, но на которое осторожно намекнули – тоже показывает нам именно этот факт – что она живой человек. Живой настоящий человек. Можно представить себе, чтобы герои Ефремова, например, какая-нибудь Веда Конг, или Дар Ветер вели себя именно так? Я не думаю…

Конечно, из того, что роман мне нравится, вовсе не значит, что я не могу его немного покритиковать. Можно «докопаться» до одной сцены, которая получилась… несколько затянутой. Сцена, когда Морозов и Заостровцев выполняли свой зачётный полёт. Помните, когда они резко стартовали на «Аппшероне» – и там резко «отвалилось» всё, что только можно. И Морозов с Заостровцевым перешли на ручное управление и спасли корабль. Безусловно, то, как Заостровцев получил свои способности – интересно, и читать про это мне понравилось, но, наверное, об этом можно было рассказать потом. А то, так получилось, что сама сцена длится, может, около получаса – когда Алексей и Владимир перепрограммируют автопилот и всё такое, работа идёт в сумасшедшем темпе – они же не просто так потом просто упали без сил, капитан смотрит на них, как на ненормальных – хотя и понимает, что он, капитан, ничего сделать не может, а эти два парня, хоть и делают что-то странное – но спасают корабль. И вот, если бы эта сцена была бы описана целиком, без «флэшбеков» Володи и Алексея – она была бы более напряжённой. А этот «флэшбек» можно было бы вставить потом – смотрелось бы, на мой взгляд, совершенно точно не хуже…

Ну и резюмируя, что я могу сказать о «Запретной планете»? На самом деле, это просто отличное произведение в жанре научной фантастики. Отличное – потому, что авторы на самом деле описали нам мир будущего. Да, люди пока не вышли за пределы Солнечной системы, они пока работают только внутри, их Экспедиции могут занимать довольно большое время – но это не «пять лет лететь до Юпитера», как это было показано в фильме Кубрика… Если внимательно читать, то видно, что корабли ходят на плазменной тяге, что это не долгие «полёты по инерции» и всё такое прочее. Вообще, что касается именно «технической части», то она очень хороша. Например, в одной сцене, биолог Лавровский и Алексей Морозов ищут пропавшего Володю. Они обзванивают по видеофону всех людей, куда он мог пойти. Последней звонят девушке Тоне, и из контекста мы понимаем, что у неё «видеофон» был в сумочке. То есть, она его достала, ответила на вызов и всё. Как мне кажется, неплохой прогноз у авторов получился, не так ли? И аппараты такие у нас есть у всех, и видеосвязь тоже имеется… В общем, роман хороший и интересный. Да и тайна Плутона тоже интересна…