Найти в Дзене

Нескучная фотопрогулка по Милютинскому переулку – правая сторона

Мы продолжаем историческую прогулку по Милютинскому переулку: теперь по его четной стороне, от Сретенского бульвара до Лубянки (начало – здесь). Напротив особняка Лорис-Меликова в 1902 году вырос дореволюционный «жилой комплекс» (№22), который некоторые считают самым красивым зданием старой Москвы… по крайней мере, так думал Ле Корбюзье, мечтавший всю Москву стереть с лица земли. Для зданий страхового общества «Россия» модернист-варвар соглашался сделать исключение. Эти роскошные пяти-шестиэтажные дома в ренессансном стиле (арх. Отто фон Дессин, Николай Проскурнин) заняли весь квартал между Бобровым, Фроловым, Милютинским переулками и Сретенским бульваром. В сторону нашего переулка смотрит более обширный, западный корпус. Чтобы написать о знаменитых людях, связанных с этими домами, нужна отдельная статья. Большая. Скажем только, что здесь было первое место работы Булгакова в Москве – литературный отдел Наркомпроса. Зайдя со стороны Боброва переулка, можно прочесть надпись на гранитной

Мы продолжаем историческую прогулку по Милютинскому переулку: теперь по его четной стороне, от Сретенского бульвара до Лубянки (начало – здесь).

Напротив особняка Лорис-Меликова в 1902 году вырос дореволюционный «жилой комплекс» (№22), который некоторые считают самым красивым зданием старой Москвы… по крайней мере, так думал Ле Корбюзье, мечтавший всю Москву стереть с лица земли. Для зданий страхового общества «Россия» модернист-варвар соглашался сделать исключение.

Дом, который решил пощадить Ле Корбюзье, вид с Тургеневской площади. Фотография автора
Дом, который решил пощадить Ле Корбюзье, вид с Тургеневской площади. Фотография автора

Эти роскошные пяти-шестиэтажные дома в ренессансном стиле (арх. Отто фон Дессин, Николай Проскурнин) заняли весь квартал между Бобровым, Фроловым, Милютинским переулками и Сретенским бульваром. В сторону нашего переулка смотрит более обширный, западный корпус.

Дом страхового общества "Россия" со стороны Милютинского переулка. Фотография автора
Дом страхового общества "Россия" со стороны Милютинского переулка. Фотография автора

Чтобы написать о знаменитых людях, связанных с этими домами, нужна отдельная статья. Большая. Скажем только, что здесь было первое место работы Булгакова в Москве – литературный отдел Наркомпроса.

Зайдя со стороны Боброва переулка, можно прочесть надпись на гранитной доске:

«18 июня 1920 года В. И. Ленин вместе с А. М. Горьким посетили находившееся в этом здании Главное артиллерийское управление Красной Армии и ознакомились с новыми образцами артиллерийской техники».
Дом страхового общества "Россия" со стороны Милютинского переулка. Архитектурные детали. Фотография автора
Дом страхового общества "Россия" со стороны Милютинского переулка. Архитектурные детали. Фотография автора

Напротив, в доме №20, жил видный художник Евгений Лансере. Неоготическая громада из-за Первой мировой войны так и не была завершена. Достраивали после революции, поснимав «архитектурные излишества»… глядя на этот фасад, можно почувствовать и дух готики, и ледяное дыхание новой эпохи.

Дом №20, фотография автора
Дом №20, фотография автора

По высоте дом 20 уступает только телефонной станции, поэтому он сыграл роль в революционных событиях. В октябре 1917 года большевики поставили на крыше пулемет и стреляли отсюда по юнкерам, оборонявшим телефонный узел.

Двинемся дальше! Дом со скульптурными знаменами и скрещенными молотками все-таки не может долго нас обманывать: в кольце красивых флигелей (№18с1 и с4) стоит обезглавленный храм (№18а).

Храм святых апостолов Петра и Павла, фотография автора
Храм святых апостолов Петра и Павла, фотография автора

Много ли католических церквей в России? Зато в Милютинском переулке их было целых две. Однако если Сен-Луи – церковь французская, то храм святых апостолов Петра и Павла принадлежал полякам. Церкви почти одновременно выстроил один и тот же архитектор, Алессандро Жилярди. В Петропавловском храме крестили Ходасевича, венчали белорусского поэта Янку Купалу, отпевали доктора Гааза…

Левый флигель, фотография автора
Левый флигель, фотография автора

В СССР его закрыли и не открывают до сих пор. Суд предписал возвратить церковь – церкви, но кто же у нас будет выполнять решения суда и расставаться с большим, вкусным бизнес-центром?

В доме №16с3 в 1837 году поэт Баратынский сообщил жившему здесь Сергею Львовичу Пушкину о смерти сына. Особняк в наши дни заброшен и покрыт рисунками. С переулка его не увидеть. По красной линии стоят два флигеля (с1 и 2). В одном из них, трехэтажном, в 1912-15 гг. работал знаменитый театр миниатюр «Летучая мышь». Выступали здесь Шаляпин и Качалов, а среди зрителей был Герберт Уэллс.

Дом №16с1, фотография автора
Дом №16с1, фотография автора

В основе этих зданий, видимо, лежат фабричные корпуса начала XVIII века. При Петре I здесь открылась фабрика по производству позумента и шелка. Ее создатель, Алексей Милютин, своими руками смастерил первый станок и выткал для царя первый кусок атласа. Фабрика вскоре стала крупнейшей в Москве, а именем Милютиных назвали переулок. Со времен Анны Иоанновны они были дворянами. Дошел до наших дней и двухэтажный дом господ за старым садом и оградой (№14с1).

Здесь родились и жили в раннем детстве два замечательных деятеля Великих реформ. Дмитрий Алексеевич Милютин преобразовалармию, а Николай Алексеевич был одним из творцов крестьянской реформы. Короче говоря, один брат покончил с рекрутчиной, другой – с крепостничеством.

Особняк Милютиных: дом №14с1. Фотография автора
Особняк Милютиных: дом №14с1. Фотография автора

В этом же доме, но в семье другого фабриканта несколько десятков лет спустя родились братья Щукины – самые прославленные русские коллекционеры после братьев Третьяковых. Еще позже в том же доме родился родоначальник русского символизма Валерий Брюсов. В три года умный мальчик читал книги.

Напротив телефонной станции – крошечный домик в стиле позднего классицизма, с пятью полуциркульными окнами (1843 год).

Особняк Афанасия Григорьева (дом №8с1). Фотография автора
Особняк Афанасия Григорьева (дом №8с1). Фотография автора

Его построил для себя и для своей семьи известный архитектор, в прошлом крепостной крестьянин Афанасий Григорьев.Григорьев, например, был автором здания Опекунского совета на Солянке (см. статья о старых снимках Воспитательного дома). Однако даже в середине XIX века облик Москвы определяли не эти дворцы, а мелкие особнячки – вроде того, что мы видим сейчас в переулке.

В доходном доме №6с1 жил Сергей Муромцев – один из основателей кадетской партии и первый председатель Государственной думы.

Дом №6с1. Фотография автора
Дом №6с1. Фотография автора

В следующей фотопрогулке по Милютинскому переулку я покажу вам дворы. Вот они.

Каталог всех моих статей по разным рубрикам – в оглавлении журнала «Нетривиальная история».

Читайте также:

#москва #история #история москвы #прогулки по москве #старые дома #милютинский переулок