Накануне Дня автомобилиста и дорожника «Белка» записала экспресс-интервью с заместителем генерального директора по перевозкам ОАО «Гомельоблавтотранс» Николаем Коноплицким. Повод хоть и праздничный, но говорили больше о буднях, в том числе и проблемах.
«Гомельоблавтотранс» — крупнейший государственный перевозчик региона, обеспечивает работу городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутов в городах и посёлках Гомельской области. В структуре акционерного общества — 12 филиалов и 13 производственных участков, включая Гомельский автовокзал, два пассажирских и один грузовой автопарк в областном центре.
— Тоже будете спрашивать об оптимизации? — с ходу озадачивает Николай Коноплицкий. Оказывается, за последний месяц это самый популярный вопрос от журналистов. И, по мнению руководителя, все в это понятие вкладывают разный смысл.
По его словам, на обслуживание пассажиров влияет масса факторов. Тут и экономические процессы (подвоз людей на работу и обратно), и сезонность (работа на загородных огородах), а в последнее время и эпидемиологическая обстановка (из-за коронавирусной инфекции многие отказались от туристических поездок).
Николай Коноплицкий
— Тем не менее социальный заказ на транспортные услуги выполняется в полном объёме, — заверяет руководитель. И приводит пример: — Как только выросло количество населения в Шведской Горке, Хуторе, Новой Жизни, Красном Маяке, Романовичах, возникла необходимость открытия новых маршрутов и увеличения количества рейсов на существующих. Соответственно, туда был перенаправлен транспорт с «ослабевших» направлений. Таким образом, оптимизация — это не столько сокращение транспортной работы, сколько адекватная реакция перевозчика на текущие потребности населения.
В областном центре часть рейсов ежегодно сокращается на летний период. Это не гомельская выдумка, так делают во всех странах. Связано это с тем, что студенты и школьники временно перестают пользоваться общественным транспортом, да и многие трудящиеся уходят в отпуска.
В сентябре традиционно рейсы возвращаются. Только в этом году это произошло не сразу. Николай Коноплицкий объясняет:
— Спрос на перевозки резко упал ещё в 2020 году. На отдельных маршрутах пассажиропоток снизился сразу на 30-40%. Это было связано с боязнью людей находиться рядом друг с другом в тесном пространстве. С коронавирусной инфекцией страна столкнулась впервые, и правила безопасного поведения ещё не были выработаны. Доходило до того, что автобусы и троллейбусы могли выполнить полный круг по маршруту без единого пассажира в салоне. Причём по маршруту, проходящему через самый центр города! Но мы понимали, что в тот момент оптимизация была неуместна, и продолжали выполнять свою работу в прежнем режиме.
Сейчас уровень заболеваемости выше, но люди стали спокойнее. Соответственно, и перевозчики могут рассудительно проанализировать произошедшие изменения и отреагировать на них.
Спрос восстановился не полностью. От «доковидного» периода пассажиропоток отстаёт примерно на 15%. Это, конечно, в среднем. Жители микрорайона Новая Жизнь просят добавить транспорт ещё с 2019 года. Сегодня именно это и происходит. Разрабатываются меры по увеличению числа автобусов в Романовичи, Шведскую Горку. Это будет сделано за счёт направлений, где машины ходят полупустыми.
— Удовлетворяя спрос растущих микрорайонов, мы понимаем, что идём на непопулярные меры по сокращению, в том числе, привычных людям других рейсов. Но только тех, где обычная наполняемость салона не превышает 20%. Это неизбежность, с которой придётся смириться, — констатирует Николай Коноплицкий.
Понадобится время на «утряску» расписания и в новых микрорайонах. В адрес перевозчика поступает много предложений от их жителей, но зачастую они противоречат друг другу.
Одни пассажиры желали бы в определённое время видеть больше рейсов в одном направлении, другие — в прямо противоположном. Оптимальный вариант будут искать экспериментальным методом: автобус пойдёт туда, где будет большим спрос.
Например, прямо сейчас таким методом «прощупывают» Шведскую Горку. На прошлой неделе на автобусный маршрут №52 добавили ещё одну машину, а сейчас смотрят, насколько она заполняется. Всего же через микрорайон выполняется более 120 оборотов маршрутных транспортных средств ежедневно.
— Основная наша социальная задача — это вывезти людей из микрорайона в первый час пик. Детей — в садики и на учёбу, взрослых — на работу. Сегодня в Шведской Горке с этой задачей предприятие справляется. И в этом районе, да и в целом по городу примерно с 8:30 пассажиропоток падает в разы, — уточняет Николай Коноплицкий.
В политике «микширования» рейсов случаются исключения. Бывает, автобусы идут пустыми на какую-то отдалённую улицу, но отменить их нельзя из-за отсутствия альтернативы. В то же время часть автобусов пришлось снять с коммерчески интересного для перевозчика маршрута №17. Их вернут в сетку расписания по мере пополнения парка подвижного состава.
А обновлению парка «Гомельоблавтотранс» уделяет первостепенное внимание. И, выполняя государственный заказ на перевозки, не ждёт исключительно бюджетных инвестиций в основные средства. Автобусы закупаются, в том числе, за заработанные на коммерческой основе собственные деньги. Причём это уже не подержанная техника из Европы, которую вынужденно покупали в 90-е годы.
— Если мы говорим о городе, то покупаем современные МАЗ-215. Это автобус особо большой вместимости с низким уровнем пола по всей его длине, увеличенным в сравнении с предыдущим поколением числом мест на низком полу. В этом году предприятие купит 14 автобусов большой вместимости МАЗ-203, часть из которых попадёт в город. Они тоже полностью низкопольные.
Автобусный парк №6 уже приобрёл автобусы малого класса «ГАЗель City», которые используются на маршрутах с небольшим пассажиропотоком, отрабатывают межпиковые смены. Эта машина интересна тем, что имеет широкую двустворчатую автоматическую дверь и, опять же, низкий пол в салоне. Такой маршрутки нет больше ни у одного гомельского перевозчика, говорит руководитель.
Совершенствуются сервисы для оплаты проезда. От бумажных талончиков не отказались, но их доля постоянно падает. Всё больше пассажиров оплачивают проезд с помощью смартфонов, технологию с успехом осваивают люди разных поколений, в том числе преклонного возраста. Всё идёт к тому, что в уже обозримом будущем профессия кондуктора перестанет быть актуальной. Небольшое количество устаревших бумажных билетов сможет при необходимости продать и водитель.
Вот только кондиционерами гомельский перевозчик пока похвастаться не может. Но имеет и это в виду. Станет лучше экономика предприятия — появятся и дополнительные удобства. А экономика станет лучше при условии грамотно организованной маршрутной сети. Чем сейчас, в сотрудничестве с заказчиком перевозок, «Гомельоблавтотранс» и занимается.