Кавказ покоряет Россию, Россия покоряет Кавказ на выставке, посвященной отношениям империи и горских окраин в XIX веке.
С выставками у Государственного исторического музея в последнее время то пусто, то густо. Не успели еще схлынуть очереди желающих полюбоваться на фрейлин императорского двора, а 11 ноября 2004 года в ГИМе уже открылась еще одна масштабная выставка — «Меж гор и гребней. Северный Кавказ. XIX век».
Не надо измерять лоб пядями, чтобы догадаться, что на новую выставку народ будет валить ничуть не хуже, чем на приближенных ко двору дам. Кавказская тема, к великому сожалению, не потеряет актуальности еще долго, а уж «как посмотреть да как сравнить век нынешний и век минувший» — публика разберется.
К чести ГИМа, надо сказать, что на злободневности темы он не спекулировал, никаких прямых отсылок к сегодняшнему дню не обнаружено.
Выставка вообще получилась очень «гимовской» — богатой, с большими картинами в роскошных рамах, с непременной коллекцией парадного оружия. Недешевость экспозиции подчеркивается и радующим нововведением в музейной практике — широким использованием современных презентационных средств. Едва ли не в каждую витрину вмонтирован монитор, на котором прокручивается эдакая мультимедийная добивка к выставленным экспонатам.
Тем более что разъяснять есть что. Традиционный стереотип «Кавказ поднялся, и все горцы азартно резали русских», к примеру, может быть весьма поколеблен представленными материалами о кавказской милиции, конно-мусульманских полках, Дагестанском конно-иррегулярном полку, воевавшим на стороне русских. Не говоря уже про тот факт, что именно из горцев (черкесов, ногайцев, чеченцев) был набран Лейб-гвардии Кавказско-горский взвод собственного Его Императорского Величества конвоя.
Эта личная охрана императора, кстати, комплектовалась исключительно выходцами с Кавказа, а к «лицам кавказской национальности» скоро добавили «русских кавказского происхождения» — терских и кубанских казаков.
Кстати, эта смычка русских и горцев весьма показательна — по сути, основная идея экспозиции укладывается в знаменитую фразу «Ермолов покорял Кавказ, Кавказ покорял Ермолова».
Именно о влиянии Кавказа на русскую культуру и рассказывает большей частью выставка «Меж гор и гребней».
Кстати, Ермолов и встречает посетителя выставки — сразу же у входа висит его большой портрет кисти Петра Захарова-Чеченца. Судьба этого художника, пожалуй, самое наглядное свидетельство тогдашнего переплетения Кавказа и России. Трехлетним мальчиком Ермолов подобрал его в разгромленном чеченском ауле, потом он стал воспитанником двоюродного брата генерала — П. Н. Ермолова, закончил Академию художеств, и так и не узнавший своего настоящего имени мальчик стал первым чеченцем — профессиональным живописцем.
Далее — везде. Очарованные Кавказом Тенгринского пехотного полка поручик Михаил Лермонтов и подпоручик граф Лев Толстой. Фотографии русских офицеров в бурках и с газырями и, напротив, юнкера русской армии Абдуллы-Бека-Абдурахмана-Бека-оглы. Мундиры русских полков и кольчуга, шлем и лук черкесского воина.
А вот занятная переписка. Сначала — письменное обращение «к ханам, бекам, кадиям, муллам и всему народу дагестанскому и чеченскому» на русском и арабском языках командира отдельного Кавказского корпуса А. И. Нейгарда, явно щедро приправленное восточным стилем. Первая же фраза — «Во имя Бога всемогущего!» — что-то неуловимо напоминает каждому, мало-мальски знакомому с исламом. Неудивительно, что польщенная паства «Аллаха всемилосердного» ответила не менее велеречиво, хотя сложить оружие и отказалась. Процитируем лишь обращение:
«Царскому сокровищу, законному перу Российской державы, достопочтеннейшему и достойнейшему доверия победителю врагов и верному исполнителю воли государя Падишаха Российской империи, наместнику Тифлиса, генерал-адъютанту Нейгарду нижайший поклон».
Так и тянется выставка — бородатые лица, кубачинские клинки и пистолеты, наградные знаки Шамиля, протоколы военного совета Имамата Чечни и Дагестана, картина Куинджи «Эльбрус. Лунная ночь», обращение кавказского наместника князя Барятинского к своим давним врагам «Воины Кавказа! Смотря на вас и дивяся вам, я взрос и возмужал…», рисунок главной горской твердыни — крепости Гуниб…
И лишь после строчек из письма того же Барятинского Великому князю Константину Николаевичу понимаешь, что вся эта живописная экзотика позапрошлого века суть мишура, прикрывающая все тот же главный вопрос: «Нужен ли нам Кавказ для будущего блага России или нет? Сообразно решению этого вопроса следует одно из двух: или употребить на этот край усиленные средства, или бросить его навсегда. Полумерами мы образуем только язву, источающую лучшие соки государства».
_________
Это моя старая рецензия на старую выставку, она написана 12 ноября 2004 года.
Если вы любите историю, можете почитать мою книгу Московиты. Книга первая - https://author.today/reader/42820/333819
Одна давняя и позабытая история о несчастном Слепце и трех братьях — Косом, Силаче и Красавчике. Школьные учебники сухо именуют ее "феодальной войной второй четверти XV века в Московском княжестве" и отводят ей максимум пару абзацев. На деле же этот эпизод российской истории ни в чем не уступит "Игре престолов".
Если вам понравится - я буду очень рад.