Найти тему
Любимые художники

Любимые художники - Константин Коровин

Константин Коровин (1861 - 1939)

Коровина называют первым русским импрессионистом. Пожалуй это так и есть, хотя мне кажется, что с французскими импрессионистами его роднят лишь технические приёмы. Если для французов пейзаж был лишь поводом нарисовать цвет, то для Коровина наоборот - цвет стал способом нарисовать пейзаж.

"Пирс в Гурзуфе" (1914, Русский музей, Петербург)
"Пирс в Гурзуфе" (1914, Русский музей, Петербург)

Коровин родился в купеческой семье - его отец занимался извозом (в смысле не извозчиком был, а вёл соответствующий бизнес). Но при этом, видимо, в семье их была склонность к рисованию. Говорят, и отец хорошо рисовал, и брат Константина тоже стал художником. Константин поступает в Московскую школу живописи, ваяния и зодчества - пожалуй, передовое на тот момент художественное учебное заведение в России. Правда, сначала на зодчество - но вскоре переводится в класс Саврасова. Там будущий главный русский импрессионист учится вместе с будущим главным русским пейзажистом Левитаном. И, на мой взгляд, учительство Саврасова (а когда Саврасов окончательно спился - Поленова) явно ощущается и у Левитана, и у Коровина - при всей их разности, у них много общего. А ранние работы - так и вовсе можно спутать.

"Мостик" (1880-е, Третьяковка, Москва)
"Мостик" (1880-е, Третьяковка, Москва)
"Зимой" (1894, Третьяковка, Москва)
"Зимой" (1894, Третьяковка, Москва)

Вероятно, смена учителя оказала на Коровина благотворное влияние - именно от Поленова он узнал об импрессионизме, о работе с цветом. И ещё не видя работ импрессионистов (за границу он поедет несколькими годами позже), он принимает их идеи и проникается ими.

Вот эту работу принято считать первой русской импрессионистической картиной:

"Портрет хористки" (1883, Третьяковка, Москва)
"Портрет хористки" (1883, Третьяковка, Москва)

"Модель была женщина некрасивая, даже несколько уродливая" - пишет деликатный Коровин в дневнике.

Поленов познакомит Коровина с Саввой Мамонтовым и введёт его в их абрамцевский кружок (крайне полезное знакомство!).

Вот здесь изображена семья и близкие Поленова (самого Поленова, правда, нет). Судя по всему, на веранде в Жуковке.

"За чайным столом" (1888, музей-заповедник Поленова, Тульская область)
"За чайным столом" (1888, музей-заповедник Поленова, Тульская область)

Вспомните "Завтрак гребцов" Ренуара из предыдущего поста. Нет сюжета, нет идеи - исключительно настроение.

А вот и гребцы:

"В лодке" (1888, Третьяковка. Москва)
"В лодке" (1888, Третьяковка. Москва)

Мужчина это сам Коровин, а женщина - родственница Поленова, художница Якунчикова. Она же сидит справа на предыдущей картине.

Ну а теперь давайте немного настоящего парижского импрессионизма в коровинском исполнении.

"Парижское кафе" (1890-е, Третьяковка. Москва)
"Парижское кафе" (1890-е, Третьяковка. Москва)
"Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908, Третьяковка, Москва)
"Париж ночью. Итальянский бульвар" (1908, Третьяковка, Москва)

Кроме поездок по Европе, Коровин едет и в Заполярье. Мамонтов финансирует поездку, а компаньоном Коровина в ней становится Валентин Серов. Из поездки Коровин привозит много интересного.

"Зима в Лапландии" (1894, Третьяковка, Москва)
"Зима в Лапландии" (1894, Третьяковка, Москва)
"Гаммерфест. Северное сияние" (1895, Третьяковка, Москва)
"Гаммерфест. Северное сияние" (1895, Третьяковка, Москва)

К северным впечатлениям Коровин будет ещё долго возвращаться. В том числе при работе над панно для северного павильона на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде (по заказу всё того же Мамонтова) и русского павильона на Всемирной выставки в Париже:

"Берега Мурмана (поморские кресты)" (1990,Русский музей, Петербург)
"Берега Мурмана (поморские кресты)" (1990,Русский музей, Петербург)

Ещё одной вдохновляющей "локацией" стал для Коровина Крым. Попал он туда в качестве курортника - на лечение, а в итоге построил дачу в Гурзуфе.

"Гурзуф" (1914, Русский музей, Петербург)
"Гурзуф" (1914, Русский музей, Петербург)

Лично для меня Коровин ассоциируется именно с этими пёстрыми и солнечными крымскими пейзажами, коих множество.

"Крым. Гурзуф" (1917, Башкирский государственный художественный музей, Уфа)
"Крым. Гурзуф" (1917, Башкирский государственный художественный музей, Уфа)
"Севастопольский базар" (1915, Томский областной художественный музей, Томск)
"Севастопольский базар" (1915, Томский областной художественный музей, Томск)

В это же время Коровин увлёкся натюрмортом - тоже множество их у него.

"Розы" (1912, Омский областной музей изобразительных искусств)
"Розы" (1912, Омский областной музей изобразительных искусств)

Ещё один любитель Крыма - частый гость на даче Коровина:

"Портрет Шаляпина" (1911, Русский музей, Петербург)
"Портрет Шаляпина" (1911, Русский музей, Петербург)

С Шаляпиным Коровин познакомился благодаря тому же Мамонтову. И долгое время они были дружны - Коровин кроме всего прочего был и театральным художником.

Успех, признание. Коровин начинает преподавать. Среди его учеников один из лучших специалистов по цвету в русской живописи (по моему скромному мнению) -
Наталья Гончарова, её идейный вдохновитель Михаил Ларионов, Роберт Фальк и многие другие.

Ну а далее - революция. Коровин состоит в комиссии по охране памятников культуры, продолжает работать, проходят его выставки... Но всё-таки что-то не то: то ли Коровин начинает испытывать недовольство Советской властью, то ли Советская власть - Коровиным. В 1923 году Коровин уезжает в Париж. Уехать ему посоветовал сам Луначарский, возможно он же и помог с отъездом - официально Коровин выехал то ли на лечение, то ли для организации собственной выставки.
В Париже не престаёт писать, но особым успехом видимо не пользуется - парижан импрессионизмом не удивить, тем более что тот уже ушел в прошлое. Зато неожиданно успешно выступает на литературном поприще.

"Париж" (1933)
"Париж" (1933)

Кроме французских пишет и много зимних русских пейзажей.

"Россия. Ностальгия" (1930-е)
"Россия. Ностальгия" (1930-е)

Одна из последних работ:

"Автопортрет" (1938, Русский музей, Петербург)
"Автопортрет" (1938, Русский музей, Петербург)

В 1939 году Коровина не стало. Умер от сердечного приступа и похоронен в Париже.

Закончу по традиции Коровиным из Самарского музея.

"Хозяйка (женщина с вином)" (1897. СОХМ, Самара)
"Хозяйка (женщина с вином)" (1897. СОХМ, Самара)

Кто будет следующим героем - пока не определился. Есть два варианта: учитель Коровина и один из его учеников.

#искусство #художники #живопись

#изобразительное искусство #коровин

#русский импрессионизм