Найти в Дзене

ЧЕТЫРЕ ШКОЛЬНЫЕ МАТЕМАТИКИ. Часть 3. Олимпиадный поворот


Почему же некоторые сильные школы перестали учить школьников?

Обратимся к истокам олимпиадного движения.

Олимпиады задумывались как способ поиска и открытия математических талантов. Задания отличались оригинальностью и, хотя и были как бы вне школьной программы, но всё же сообразительный школьник мог с ними справиться. Такой ученик в итоге попадал в поле зрения профессиональных учёных-математиков. На заре появления олимпиадного движения даже действовало правило «победитель олимпиады не участвует в ней на следующий год». Зачем ему ещё участвовать и тратить на это силы? Пусть другие попробуют проявить себя.

Но постепенно такая концепция перестала работать. С конца 50-х годов стали выпускаться тренировочные материалы с олимпиад и кружковой работы, по которым стало возможно дополнительно заниматься как в группе, так и самостоятельно. Чтобы придумывать оригинальные задачи приходилось затрагивать всё более обширную тематику [1]. Ведь неясно, почему школьник решил конкретную задачу: или он имеет какие-то задатки, или же в кружке ему показали, как решаются подобные задачи. Организаторы олимпиад постепенно стали понимать, что исходная их цель перестала выполняться. В итоге ученикам разрешили многократно участвовать в школьных олимпиадах, что привело к появлению профессиональных олимпиадников, которые из года в год выигрывали соревнования. В итоге вместо метода поиска талантов олимпиады стали простым состязанием учеников и в большей степени их амбициозных тренеров. Уровень такой кружковой математики тоже изменился, а сами кружки замкнулись на самовоспроизведении. Произошла девальвация олимпиадных знаний. Многие турнирные задачи уровня международных олимпиад 60-х годов сейчас разбираются на средних кружках и давно стали классикой. Все методы изучены, и обучение им поставлено на поток. Например, задача вроде поиска чисел, меньших 1000 и которые не делятся ни на 5, ни на 7, сейчас решается обычными школьниками. А в 1938 году она была на Московской олимпиаде [2]. Сравните с заданиями ММО сейчас [3].

Но даже несмотря на то, что олимпиады в конечном счёте стали больше спортом, они ещё держались в определённых рамках. Даже 20 лет назад всё было не так плохо, как сейчас. Например, та же Московская Математическая Олимпиада была в то время мероприятием, известным лишь в узких кругах. На очный тур приезжали порядка 200-300 человек. Это были школьники, которым действительно нравилась математика, для которых это был шанс порешать интересные задачи и получить удовольствие от их профессионального разбора. Олимпиада была праздником, своего рода фестивалем, на котором можно было себя показать и на других посмотреть. И таких математических событий было не так уж и много в течение года.

Сейчас список олимпиад расширился (что недавно вызвало возмущение министра науки [4]). На каждую олимпиаду приезжает на порядок больше участников, в том числе и на Московскую Городскую. И это уже не прежние юные любители. Теперь олимпиады стали главным способом для попадания на бюджетные места в ведущие вузы страны. Это стало направлением, которое позволяет избежать лотереи ЕГЭ. Тем более 100 профильных баллов теперь совсем не гарантирует поступления [5].

Школы тоже подстёгивают учителей и учеников. Между администрациями ведётся борьба за рейтинги, которая является следствием борьбы за бюджетное финансирование. Уродливый спрос породил такое же предложение. Возникла целая индустрия подготовки к олимпиадам. В олимпиадной математике стал царить голый вступительный интерес. Мелкий эгоистический расчет убивает последние остатки искреннего желания изучать математику.

Отдельно стоить отметить такое явление, как переезд перспективных школьников туда, где больше бонусов заплатят олимпиадникам. Богатые регионы выкачивают не только учителей, но и учеников. Одним дают выплаты по 500 тыс. рублей [6], другим – пакет с майонезом [7]. В итоге Москва на Всероссийской олимпиаде имеет более трети дипломов победителей и только 30 регионов представлены среди оставшихся 2/3.

Исходя из этого, мы получаем заметный крен в сторону олимпиад, т.к. количество их победителей существенно влияет на рейтинг учебных заведений. В итоге даже в крепких школах всё реже учат математике и делают упор именно на этот узкоспециализированный сегмент математики.

Возьмём, к примеру, обычного ученика, который с помощью репетитора как-то смог поступить в рейтинговую школу. Вот он попадает в сильный класс, в котором работа построена на продвинутых методиках вроде перевёрнутого класса и константиновских листочках (для непосвященных вкратце – это методы, в которых ученик самостоятельно дома разбирает теорию и пробует решить специально подобранные задачи, а в классе происходит разбор этих заданий). Это известные способы олимпиадного обучения, но они работают на очень малом количестве действительно продвинутых школьников.

В итоге, промучившись год, ученик понимает, что ничего не понимает. В школе намекают, что может быть стоит родителям перевести ребёнка в другую школу (чтобы не портить рейтинг, читаем мы между строк). Но зря что ли они с таким упорством пробивались в эту элиту! Родители снова ищут сильного олимпиадного репетитора, который поможет понять теорию и решить эти задачи с листочков несмотря на то, что эти материалы даны для самостоятельного изучения. А так как это задачи гораздо более сложные, чем обычно, то и преподаватель требуется более высокого класса. Что, конечно, значительно дороже.
Получается вполне себе идиллия: школа даёт олимпиадные задания на дом, там их решает репетитор, ученик рассказывает их на занятии. И так устроена учёба у многих школьников. Даже тех, кто вроде бы потом берёт дипломы олимпиад, чаще всего дополнительно готовит к ним какой-то внешкольный тренер.

Возникают даже такие парадоксы. Условный лингвистический класс в целом может быть сильнее математического в той же школе. Первые изучают нормальную школьную углубленную математику и свою соревновательную жажду утоляют в лингвистических олимпиадах, а в математическом классе делают ставку на математические олимпиады и тем самым у них проседает школьная программа. В первом классе все довольно ровно поступают в вузы, а во втором 5-6 всероссовцев вытягивают рейтинг, в то время как остальные просто мучаются, не имея возможности нормально осваивать программу.

И проблема не столько в том, что произошла подмена и что обычной школьной математике перестали учить. В принципе при наличии времени и при помощи обычного добросовестного репетитора можно спокойно закрыть все пробелы. Но дело в том, что в таких ситуациях репетиторы чаще всего просто бессильны. Дилемма такая: или обучать олимпиадной математике, выполняя сложные задания на дом (иначе двойки, зубовный скрежет и прочие кары небесные), или закрывать глубокие пробелы в школьной математике. На большее просто может не хватать времени, так как спать и есть ученику тоже когда-то нужно.

Адекватный учитель в классе тоже понимает эту дилемму. Или олимпиады и 2-3 медальки (администрация школы будет счастлива, да и в своё портфолио не стыдно положить), или полноценное освоение углубленной программы классным большинством (но кто это вообще оценит?). А преподавать и то, и то одновременно обычно не получается – траектории слишком разные. Есть уникальные школы, где это удаётся совместить за счёт жесточайшего и широчайшего исходного отбора учеников и следующей за ним потогонной системой. Но в большинстве случаев такое совмещение недостижимо. Поэтому не стоит ругать обычных учителей, они такие же заложники системы.

Таким образом родители, получив объективные результаты с первых пробников ЕГЭ, начинают подозревать неладное и массово идут к репетиторам, чтобы те хоть как-то смогли помочь. В итоге не только обычное школьное обучение держится на репетиторах, но и математика в сильных школах тоже становится зависимой от частного коммерческого сектора.

Этому способствует и экономическая составляющая вопроса. Преподаватели из государственных центров допобразования устают работать на энтузиазме и, как и было завещано, уходят в бизнес, помогая элитным школам делать вид, что они элитные.

Но самое опасное другое. Уютный мирок олимпиадной математики далеко не замкнут на себе. Массовое образование перестраивают люди, которые вышли именно из этой среды и думают, что именно такая парадигма образования единственно правильная. И вообще не видят никаких проблем в сложившейся ситуации. Вопросы содержания образования сводятся к тому, какую олимпиадную или серьезно-математическую тему спустить в массовую школу через очередную матвертикаль. Хотя важнее понять, почему в школах перестали системно преподавать устный счёт, почему школьники не умеют решать текстовые задачи (что там с арифметическим способом решения?), как быть с постановкой навыков алгебраических преобразований, что раньше преподавать: десятичные или обыкновенные дроби, куда исчезли задачи на построение (может перформанс Мишустина подтолкнет к постановке этого вопроса? [8]), почему реальный наглядный материал заменяют цифровыми инструментами, зачем нужна теория множеств в массовой школе и пр. Но такие вопросы даже не поднимаются. Для них это «очевидная» математика и какие-то мелкие темки. В мыслях экспертов эта часть школьной математики настолько примитивна и понятна, что дети должны ей учиться сами и очень легко (а в последнее время стало модным утверждение, что «главное от учителя - замотивировать детей»; если ученики не осваивают формулы сокращенного умножения, значит просто их плохо мотивировали). Вот как трава на солнце растёт, вот так по мнению экспертов видимо и должны сами учиться дети.

Да и само разделение школы на массовую и элитарную на недавнем съезде учителей математики тоже было отчетливо видно. С одной стороны, на сцене выступают эксперты, которые рассказывают, как они замечательно учат математике по индивидуальным траекториям в классе, где на 25 учеников есть 6 учителей. С другой стороны, в зале сидят учителя, у которых 2 ставки, а в классах по 40 человек, что является обычной ситуацией в регионах [9].

Мы постепенно подошли к вопросу дефицита учителей, который тоже попробуем рассмотреть сквозь призму разной школьной математики. Но уже в следующий раз.

(продолжение следует…)

Ссылки:
[1] Д.В.Фомин, Исторический очерк // Санкт-Петербургские математические олимпиады, - СПб, Политехника, 1994
[2] Задачи ММО (1938 год) https://www.problems.ru/view_by_source_new.php?parent..
[3] Задачи ММО (2021 год) https://www.problems.ru/view_by_source_new.php?parent..
[4] Фальков предложил ужесточить требования к проведению олимпиад https://tass.ru/obschestvo/12235087
[5] Фальков объяснил феномен "непоступления" стобалльников в вузы https://ria.ru/20210903/ege-1748639509.html
[6] Cергей Cобянин увеличил размеры выплат финалистам Всероссийской Олимпиады школьников https://budget.mos.ru/news/2826
[7] В России объяснили решение наградить майонезом победителей школьной олимпиады https://lenta.ru/news/2021/06/04/mayo/
[8] Учащиеся физтех-лицея не смогли решить заданную Мишустиным задачу https://lenta.ru/news/2021/09/01/matematika/
[9] Всероссийский съезд учителей математики. Математика на углублённом уровне и развитие таланта https://youtu.be/eMoSo9RYQ9Q?t=4288