Французский художник, импрессионист. На мой взгляд, лучший мастер импрессионистского портрета. Будь у меня возможность заказывать картины у импрессионистов, за пейзажем я бы отправился к Моне или Писсаро, а за портретом - к Ренуару.
Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919)
Эту нежно-розовую барышню я видел в Пушкинском. Она висела как-то сбоку, возле двери зала - но взгляд невольно зацепился и заставил остановиться. Жанна Самари - юная актриса, старлетка и, как теперь сказали бы, модная парижская селебрити. Её много тогда рисовали, и даже у Ренуара это не единственный её портрет. Но, наверное, самый знаменитый.
Рисовальные способности Ренуара проявились ещё в детсве. В 13-летнем возрасте он уже расписывал фарфор, зарабатывая невиданные для мальчишки деньги - говорят, благодаря его заработкам, небогатые Ренуары даже смогли купить себе дом. А чуть повзрослев, этими деньгами он смог оплачивать и своё художественное образование. Был у него талант и к пению - пел в церковном хоре и был знаменит своим голосом. Но из двух искусств выбрал всё-таки изобразительное.
В студенческие годы знакомится с Моне, Базилем, Сислеем, Сезанном, Писсаро... И вот вся эта тусовка в итоге и становится ядром художественной группы, которую потом и назовут импрессионистами. Ренуар принимал участие и в той знаменитой выставке 1874 года, которое дала название этому направлению.
Модное тогда заведение у Галетной мельницы рисовали многие. Но у Ренуара получилось лучше всех. Как ни странно - эта картина постановочная. Ренуар писал её всё лето, а позировали ему его друзья и приглашенные натурщицы. Надо полагать, позирование они совмещали с использованием кабака по назначению. Посмотрите, как тут пятна света разбросаны по фигурам сидящих и танцующих.
А это уже ресторанчик Фурнез в пригороде Парижа. С отелем и яхт-клубом. Бородатый дядька в майке-алкоголичке - это и есть Фурнез. А чуть дальше на перила облокотилась его дочь.
На переднем плане справа - художник Густав Кайботт (в белой майке верхом на стуле). Будущая жена Ренуара, а пока его натурщица, Алина Шариго - играет с собачкой слева. Обратите внимание и на группу из двух мужчин и женщины в черной шляпке, беседующих на заднем плане справа. Женщина эта - уже знакомая нам Жанна Самари. С помощью Википедии можно и других персонажей опознать.
Квинтэссенция импрессионизма - без сюжета, без идеи, но с почти осязаемым настроением, цветом и светом. Молодость и немножко гедонизма. Ну или не немножко. Сейчас бы всё это появилось в инстаграме, а тогда - на полотне Ренуара. На завод бы их всех.
Ресторанчик, говорят, действует и сегодня, а терраса эта теперь носит имя Ренуара. Вот, посмотрите:
Дружбана своего нарисовал:
Вот эта - шикарная!
Есть история (или легенда), что эту картину Ренуар написал в пику импрессионистскому отказу от чёрной краски. Писал он её в два захода, между которыми случилась его поездка в Италию, очарование "старыми мастерами" и отход от импрессионистической манеры. Просто сравните, как написаны девочки и женщина с зонтиком справа и девушка с корзинкой слева.
Критики называют послеимпрессионистский период творчества Ренуара "энгровским" - по имени художника Доминика Энгра, одного из лидеров академизма.
Прилагательное "большие" , надо полагать, характеризует размер полотна, а не самих купальщиц. Дама слева нам уже знакома - это Алина Шариго, любимая натурщица Ренуара и будущая жена. Мне кажется, что справа в воде тоже она: вздёрнутый носик и приоткрытый ротик - так же Ренуар писал её и на "Завтраке гребцов", которых я показывал выше.
А кроме Алины для "купальщиц" Ренуару позировала Сюзанна Валадон. Про неё подробно рассказывать слишком долго - барышня весьма известная в художественных кругах того времени, сама художница. Она тоже не раз позировала Ренуару. Кажется, девушка с корзинкой в "Зонтиках" - тоже она.
Классическая манера художнику в итоге довольно скоро наскучила, и он отправился вдохновляться в Испанию и Голландию.
Эта картина имела огромный успех. Первая работа Ренуара, приобретённая в государственную коллекцию, какое-то время она висела в Лувре. Да и сам художник получил почёт и признание.
А вот за эту блестящесть и переливчатость красок этот период у Ренуара искусствоведы называют "перламутровым".
Габриэль (или Габриэлла) Ренар - ещё одна любимая натурщица Ренуара. Причем натурщица непрофессиональная - двоюродная сестра Алины Шариго, няня детей Ренуаров, в общем-то член семьи. А со временем она стала появляться и на картинах.
Тут сразу и Алина (стоит), и Габриэль (присела). А вот с детьми не совсем понятно. Мальчик в матросском костюме - очевидно, старший сын Пьер (родился в 1885 году). А что за девочки? У Ренуаров было три сына.
Потом я вспомнил, что был в то время обычай рядить маленьких мальчиков в девчачье платье. В сети нашёл множество статей, которые разоблачают сей казус и радостно объявляют девочку в красном средним сыном Жаном, а девочку в белом - младшим Клодом ("Коко"). Но это ошибка. Младший Клод появился на свет на 5 лет позже, чем эта картина. А среднему Жану в момент её написания было всего лишь 2. Девочка в красном явно на 2 года не тянет, и кто это - непонятно. А вот "девочка" в белом - действительно Жан.
Габриэль неслучайно обнимает именно Жана - у них были особо близкие отношения. Жан Ренуар вырастет и станет культовым французским кинорежиссёром. И возможно, любовь к кино ему привила страстная киноманка Габриэль Ренар.
Говорят, что портретов Габриэль Ренуар написал больше, чем любой другой из своих натурщиц (даже больше Алины). Я не считал, но вот ещё немного Габриэль:
Обратите внимание на цвет и угадайте, как искусствоведы называют последний период в творчестве Ренуара?
А этот господин для парижских художников рубежа XIX-XX веков был тем же, чем для русских был Третьяков.
Торговец картинами, который открывал, снабжал заказами, поддерживал и продавал парижских художников. Именно с его помощью Щукин и Морозов собрали свои блестящие коллекции имперссионистов и модернистов, которые теперь входят в собрания Пушкинского музея и Эрмитажа. Среди его подопечных были Сезанн, Гоген, Матисс, Пикассо, Ван Гог, Шагал, Ренуар. И, разумеется, каждый считал своим долгом написать портрет Волара.
Вернёмся к купальщицам. Это одна из поздних - 1916 года. Сравните с "Большими купальщицами"
Ну и вот эту не могу не показать.
Ничего не напоминает? Взгляните на "Русскую Венеру" Кустодиева:
Вообще, кустодиевские красавицы и женщины позднего Ренуара чем-то похожи. Не только здесь.
В 1912 году у Ренуара случился приступ паралича, после чего он был прикован к инвалидному креслу. Но продолжал писать. Умер художник в возрасте 78 лет от воспаления лёгких. Закончим автопортретом в духе Эль Греко.
Дальше продолжу рассказом об ещё одном импрессионисте - нашем, отечественном. Пожалуй, главный проводник импрессионистских идей в России, ученик Саврасова, товарищ Левитана и владелец дачи в Гурзуфе.
Друзья, про каких ещё художников вам интересно было бы почитать? Пишите в комментариях
#искусство #художники #живопись
#изобразительное искусство #ренуар #импрессионизм
#импрессионисты