История создания памятника великому российскому скульптуру Федоту Ивановичу Шубину берет своё начало с конца второго десятилетия 20-го века. Именно в этот период, а точнее, в 1818-м году В.И. Лениным была предложена программа развития монументального искусства (в истории она больше известна как «монументальная пропаганда»), призванная стать мощным инструментом агитационных средств революции и идеологии коммунизма. Эта программа дала существенный толчок в развитии советской скульптурной школы, обеспечив мастеров заказами от государства на создание монументов - бюстов или целых фигур.
Список лиц, которым предлагалось поставить монументальные скульптуры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах бывшей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики, не ограничивался революционными и общественными деятелями различных стран и эпох. В него входили русские писатели, поэты, ученые, философы, художники, композиторы и артисты. Всего было запланирована установка 66 памятников.
Программа ленинской «монументальной пропаганды» из-за влияния множества факторов, начиная от экономических, заканчивая политическими, затягивалась и срывалась по срокам.
Но, даже несмотря на проходящие десятилетия, о ней периодически вспоминали, объявляя государственные заказы на памятники деятелей искусства.
Именно таким образом в 1956-м году советскому художнику-скульптору Виктору Александровичу Синайскому (годы жизни 1893-1968) было предложено взяться за изготовление бюста знаменитого скульптора 18-го века - Федота Ивановича Шубина.
Торжественная закладка памятника была приурочена к юбилею Ленинграда в 1957-м году, в этот же момент собирались закладывать и проводить конкурс на исполнение памятников О.А. Кипренскому, М.А. Врубелю и М.И. Козловскому. Все эти художники также были в утверждённом В.И. Лениным плане «монументальной пропаганды». Созданные скульптуры должны были занять почетные места в Михайловском саду, рядом с Русским музеем.
Особенно символичным место установки казалось для бюста Шубина. Ведь именно в Русском музее Санкт-Петербурга собрана наиболее полная и разносторонняя коллекция его работ.
Работу над созданием бюста В.А. Синайский вёл совместно со своим зятем - советским художником, архитектором, принимавшем активное участие в проектировании большого количества зданий в Санкт-Петербурге, - Сергеем Борисовичем Сперанским (годы жизни 1914-1983). Приступив к созданию скульптуры в 1957-м году, к началу 1959-го они уже передали формы в работу питерского завода «Монументскульптура». Погрудный бюст отливался из бронзы, а цилиндрический постамент к нему из розового полированного гранита параллельно изготавливался на соседнем камнеобрабатывающем заводе.
Виктор Александрович Синайский очень бережно подошёл к созданию скульптуры, отобразив и сосредоточенный, целеустремленный взгляд великого человека, и энергичный поворот головы. Историки обращают внимание не только на портретное сходство работы, но и на тонко переданное психологическое и эмоциональное состояние Шубина. Особенное внимание Синайский уделил деталям одежды и прически, выдержанным в стилистических особенностях 18-го века, черпая идеи и вдохновение из сценического реквизита Кировского театра.
Открытие памятника проводилось в официальной и торжественной обстановке, 23 сентября 1959-го года в Михайловском саду, расположенном перед северным фасадом Государственного Русского музея (бывшего Михайловского дворца).
Бюст Федота Шубина простоял на этом месте вплоть до 2002-го года, до момента начала полномасштабной реконструкции Михайловского сада. В связи с этим событием, памятник был демонтирован и временно отправлен на реставрацию в хранилища Русского музея. Предполагалось, что там он ожидает установку в парке, на новое место, выбранное после завершения работ по реконструкции.
Однако судьба в лице зодчего Росси и его спроектированного еще в 1822-м году плана по реконструкции Михайловского сада распорядилась иначе. Дело в том, что именно этот план лёг в основу всех архитектурных и ландшафтных решений, связанных с изменением внешнего вида парка. И вполне закономерно, что место для скульптуры-бюста фактически своего современника (годы жизни Шубина 1740-1805) Росси в этом плане не отводил.
Поэтому в обновлённый вид Михайловского парка памятник совершенно не вписывался, и в 2012-м году он был окончательно убран и отправлен на хранение в фонды Государственного музея городской скульптуры в Санкт-Петербурге.
Забытый и невостребованный, хотя и являющийся объектом культурного наследия, бюст знаменитого скульптора пролежал до 2018-го - начала 2019-го года, когда началась подготовка к 280-летию со дня рождения Федота Шубина. В связи с этим событием было решено создать временную экспозицию памятника на территории Музея городской скульптуры, в сквере. Бюст отреставрировали (работы проводила реставрационная мастерская «Наследие»), восстановили некоторые утраченные элементы и вернули музею в первозданном виде.
Так памятник Федоту Ивановичу Шубину, великому художнику 18-го века, подарившего в своё время миру скульптурные портреты вице-канцлера А.М. Голицына, М.В. Ломоносова, Павла I и статую Екатерины II, вновь увидел свет.
Материалы подготовлены и предоставлены экспертом-консультантом ТД Маркоффстоун Ольгой Севостьяновой. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен и будьте в курсе мемориальной культуры.
Еще больше интересного о мемориальной архитектуре на нашем сайте.