Маркетологи давно научились манипулировать на уровне подсознания. Это очень глубокое знание человеческой психологии - игра на инстинктах. Известные слоганы, придуманные профессионалами, уже давно засели в подкорке нашего мозга: "Ведь Вы этого достойны" и т.д. А Вы задумывались над тем, какие чувства вызывают у Вас подобные фразы?
Как же и зачем маркетологи снижают нашу самооценку?
1) Идеальные фото
Макияж, укладка, правильно поставленный свет, хороший фотограф, фотошоп - за идеальными фото скрывается целая команда профессионалов и большой труд. Но мы видим только их конечный продукт. И цель этого продукта - продать товар.
Чем идеальнее фото платья - тем больше желающих его купить. Но у этой идеальности есть сильный побочный эффект - она заставляет нас чувствовать себя хуже. Мы волей-неволей сравниваем себя с моделью: "вот у нее какой идеальный тон кожи, а у меня...", "как блестят ее волосы, а мои..." и т.п. мысли рождаются в нашей голове.
Для борьбы с нереалистичными стандартами красоты власти Норвегии, например, ввели для блогеров обязанность маркировать фото, где был использован фотошоп или фильтры.
Но обсуждение данного закона в сети поделило общественность на два лагеря:
- поддерживают его введение и считают, что психологически будет проще воспринимать "идеальных" людей, зная, что это фотошоп;
- не поддерживают его введение и считают, что это своего рода цензура, а отретушированные фото полезны и мотивируют людей быть лучше.
И если в случае с "идеальными" продающими фото маркетологи занижают нашу самооценку бессознательно, то следующий пункт - вполне осознанно.
2) Слоганы, реклама и статьи
Мысль о написании данной статьи пришла мне в голову после того, как я "наткнулась" на рекламный пост девушки, суть которого можно грубо изложить так - если у Вас тонкие волосы (а у меня именно такие), то не видать Вам большой любви, отношений, если не нарастите волосы. В общем, мне без вариантов уже 😂
В посте девушка рассказывала свою историю о том, как ее бросали ухажеры, а потом она в один прекрасный момент сходила к парикмахеру и тут же познакомилась с мужчиной мечты, который моментально в нее влюбился.
И в комментариях пишут девушки явно восторженные и вдохновленные постом.
А если у прочитавшей и поверившей нет возможности сделать процедуру/купить товар? Она будет мечтать о нем и пока не приобретет - чувствовать себя неполноценной.
И это и есть цель маркетологов - заставить купить. А если у человека нет возможности - заставить думать как эту возможность изыскать.
Поэтому, если Вы вдруг поймали себя на мысли, что чувствуете себя некрасивой/ненужной без чего-либо, то постарайтесь ответить на вопросы:
- а кто мне навязал эту мысль?
- почему я так решила?
Потому что цели развиваться - это хорошо. Отлично, что Вас мотивируют. Но чувствовать себя ущербной без какой-либо вещи или процедуры Вы не должны.