Найти в Дзене
Модная лавка 19 века

«Господин оформитель» с Авиловым и украшения стиля ар-нуво. Был ли Платон безумцем по меркам своей эпохи?

Действие фильма начинается в 1908 году. Я ещё не писала о моде этого времени. Но хочется обсуждать фильм, ибо он меня заворожил.

Сюжет этого советского триллера (вариация на тему Пигмалиона и Галатеи) не очень оригинален. Но ведь важен не сюжет, а то, как он обыгран! И игра актёров.

В фильме - гениальное трио. Мятущийся, нервный художник (Авилов), аристократично-сдержанный Грильо (Козаков) и очаровательная, невинно-порочная Анна (Анна Демьяненко).

Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Платон Андреевич и Грильо.
Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Платон Андреевич и Грильо.

Кажется, я поняла, в чём заключалась притягательная сила Виктора Авилова. Он играл с максимальной отдачей и никогда не боялся выглядеть безобразным или смешным.

Мы видим его то элегантным, то помятым, а то и откровенно ужасным. Например, в той сцене, где слуга пытается его вытрезвить, а потом он принимает душ.

Обратили внимание на плитку в ванной? Она выдержана в эстетике модерна (стиля ар-нуво), как и многие остальные интерьеры.

Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Платон Андреевич принимает душ..
Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Платон Андреевич принимает душ..

Атмосфера модерна и декаданса пронизывает весь фильм.

  • Декаданс («упадок») – направление в искусстве, которое характеризуется индивидуализмом, стремлением убежать от реальности.
  • Творцы декаданса отвергали устаревшее академическое искусство, искали новые формы самовыражения, соответствующие усложнённому мироощущению своих современников.
  • Искусству декаданса были свойственны эпатаж и мистицизм.
Пряжка "Ирисы", французский ювелир Рене Лалик, начало 20 века.
Пряжка "Ирисы", французский ювелир Рене Лалик, начало 20 века.

Платон Андреевич – типичный представитель декаданса. И в начале фильма он вполне адекватен.

Он ведёт себя несколько странно. Но это как раз нормально для человека его профессии, живущего в начале 20 века.

Посмотрите, какие украшения создавали в то время ювелиры.

Вот эта брошь, на мой взгляд, похожа на хищное насекомое. Хотя это – цветок.

Брошь «Орхидея», Золото, эмаль, рубины, жемчуг. Ювелир Жорж Фуке, около 1900 года.
Брошь «Орхидея», Золото, эмаль, рубины, жемчуг. Ювелир Жорж Фуке, около 1900 года.

А как вам фиолетовая камея? Или брошь «Сосновые ветви»?

В них есть нечто такое, что могло навести Платона Андреевича на идею снять маску с умершей юной красавицы.

Камея, 1900-е годы.
Камея, 1900-е годы.
Брошь "Еловые ветви". Рене Лалик, начало 20 века.
Брошь "Еловые ветви". Рене Лалик, начало 20 века.

Обожаю сцену у ювелира. Бедняга ювелир! Он мыслит консервативно, и его душа тянется к доброму старому искусству. Но он понимает, что нужно плыть в потоке новомодных тенденций, если хочешь держаться на плаву. И поручает оформление витрины модному Платону Андреевичу, который объясняет ему:

«Времена соломоновой роскоши проходят. Поймите, дело не в количестве драгоценностей, а в их соотношении с витриной. С платьем, в которое будет одет манекен»…

И выбирает из кучи драгоценностей вещицу, которая кажется ювелиру весьма сомнительной.

Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Платон Андреевич беседует с ювелиром.
Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Платон Андреевич беседует с ювелиром.
Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Браслет с кольцом в стиле ар-нуво.
Кадр из фильма «Господин оформитель», 1988 год. Браслет с кольцом в стиле ар-нуво.

Ну кто в здравом уме станет покупать такие браслеты?!

Вероятно, те дамы, которые покупали вот такие подвески...

Рене Лалик. Подвеска с дакончиками. Эпоха модерн.
Рене Лалик. Подвеска с дакончиками. Эпоха модерн.

...И радостно встречали очередную новую моду, которая формировалась под влиянием Поля Пуаре: платья силуэта «реформ» с завышенной талией и узкими юбками, шляпы необъятной величины…

Так что до злополучной встречи с Анной Платон Андреевич был вполне адекватным художником, мыслящим креативно и современно.

Роковая ошибка Платона Андреевича. Почему он её совершает?

Фильм «Господин оформитель». Что больше всего потрясло и напугало Грильо?

Фотография дамы, 1908 год. Платье нового силуэта.
Фотография дамы, 1908 год. Платье нового силуэта.

«Женщина – стебелёк цветка, а её причёска – бутон»… Причёски эпохи модерн.

Как женское платье приняло S – образный силуэт. Корсеты и накладные бюсты начала 20 века.

Уважаемые читатели! Нажимайте на мою аватарку, чтобы посмотреть все статьи, написанные за последнее время.

#кино #стиль #украшения #искусство #мода и красота