Найти тему
163,3K подписчиков

Артон

29K прочитали
Окончание цикла рассказов «Артон» и другие воспоминания // Художник: Стивен Левин
Окончание цикла рассказов «Артон» и другие воспоминания // Художник: Стивен Левин

В нашем городке два вуза – один технический, другой гуманитарный. Передо мной выбор не стоял: в выпускном классе физику мне натянули, причем сильно, алгебру списал… С деньгами у нашей семьи в конце 1990-х было туго, поэтому я даже не заикался, чтобы поехать учиться в другой город. Пришлось идти на учителя русского языка и литературы.

– А вот возьму и поступлю на филфак, – выдал как-то заранее на вечеринке друзьям, чтобы проверить реакцию.

– Да ты чо! Какой нормальный парень туда пойдёт!

И всё же я туда поступил…

Потом понял: как раз все нормальные – только девочки – учатся на филфаке.

В том же институте начинал работать ассистентом мой брат, что тоже перетянуло меня на этот факультет. В расписании его должность сокращали до «ас», и это звучало гордо: «Ас. Попов». Как и в школе, где работала мама, учиться плохо мне было не комильфо: нельзя подвести родных.

Первого сентября я увидел за первой партой кудреватого блондина с широкой белоснежной улыбкой – и всё, больше парней в нашей группе не завелось. Двое на двадцать девчонок! Антон, так звали одногруппника, сел за первую парту, потому что плохо видел. Я присоединился к нему для компании. Думал, на следующий день пересяду на «камчатку», но так все пять лет за первой партой вместе и проучились. Кроме нас, на курсе учились ещё два парня – в параллельной группе.

Брат советовал следовать студенческой мудрости: первый год ты работаешь на зачётку, а потом зачётка работает на тебя. Забегая вперёд скажу, что этот совет оказался верным. В первых семестрах я не пропускал лекций, семинаров, коллоквиумов и лабораторок, просиживал в библиотеке до закрытия. Да, прекрасно помню нашу институтскую библиотеку: колонны, высоченный потолок, лепнина... Раньше здесь располагался Дом инженерно-технических работников. Когда мы слишком шумели, библиотекарь стучала карандашом по столу, и этот звук эхом распространялся по всему читальному залу: такая замечательная акустика. Но институт не смог содержать старое здание, отказался, и тогда здесь открылся ночной клуб. Читальный зал в ночном клубе! Дикость… А библиотека и институт переехали в типовое здание школы.

Преподаватели в наш технократический город приехали из других мест, где русский язык в те годы выжимали – Кривой Рог, Кишинёв. Повторю, это был конец 1990-х – самые голодные и безденежные годы. Наш северный город замерзал, угля на ТЭЦ хватало порой на одни сутки. К первой зимней сессии я готовился в ванной: это оказалось единственным тёплым местом в квартире – в комнате мёрзли руки и ноги. Нередко в институтской библиотеке вырубали электричество (тогда называли это красиво – веерное отключение) и нам выдавали свечку – одну на стол. Как будто XIX век! И свет знаний…

Первый курс оказался самым тяжёлым. Вспоминаю латинский язык. О дура лекс, сед лекс! Но я как-то живенько справлялся с мёртвой латынью, тупо заучивая склонения-спряжения и все мудрые изречения. А вот парню из второй группы латинский никак не давался. После проверки контрольной преподаватель театрально вздыхал, напирая на глухой согласный в конце:

– Ох, филолоХ!

Другой препод, разбирая какую-то работу несчастного, комментировал, что у написавшего «сознание на уровне овоща». Умеют же словом обидеть филологи! В общем, паренёк ушёл, точнее, его «ушли».

Вернусь к Антону. Старенькая преподавательница по физиологии и анатомии человека (был и такой предмет на филфаке!) нас часто путала: Антон и Артём. Девчонки в шутку предложили:

– А называйте любого Артоном, чтобы не ошибиться.

Я возгордился:

– В начале всё-таки мой слог Ар. Значит, я первый.

Соревновательность незримой тенью пробегала между нами. Мне сразу показалось, что Антону учёба даётся очень легко, несмотря на то, что в школе он учился в ККО.

– Где-где? – переспрашивали девочки.

– В классе компенсирующего обучения, – то ли шутил, то ли правду говорил Антон. Эту историю он повторял не раз.

На первых курсах у Антона появилась девушка, конечно, тоже с филфака. Тоненькая, хорошенькая. При ходьбе у неё развевались пышные волосы, и она казалась похожей на одуванчик. Они не стесняясь, обнимались и сладко целовались в институтских коридорах между парами, что вызывало недовольство у чопорных преподавателей: всё-таки это был почти институт благородных девиц. Потом Антон порвал с «одуванчиком», нашёл другую любовь, а я по-прежнему засыпал только с любимой книгой...

На старших курсах Антон стал публиковаться в одной из появившихся только что газет, я начал печататься позже в старейшем городском издании. Наверное, этот дух состязательности помог нам обоим: мы окончили вуз с красными дипломами. Однако по специальности в школе никто из нас двоих не работал. Я остался писать в той же газете. Карьера Антона развивалась стремительно: вскоре его пригласили в мэрию, потом он перебрался в Петербург, защитил кандидатскую, стажировался в Канаде, а сейчас в Москве возглавляет собственную фирму с офисом на Арбате, занимается экологическими проектами. Далеко ушёл от русского языка и литературы…

Мы встречаемся всё реже, не каждый год, но наше долгое знакомство я вывел в одном из рассказов. Имена героев там, конечно, изменены, но тоже похожие, начинающиеся с одного слога: Николай и Никита. И Никита, то есть Антон, намного успешнее главного героя…

Tags: Очерк Project: Moloko Author: Попов Артём

Начало здесь