Находим признаки скучного текста.
Сценаристы много читают о том, что они должны и чего не должны делать при разработке, написании и представлении сценариев. Им дают бесконечные советы, указания и рекомендации по улучшению проектов.
Правда в том, что успех сценария или его отсутствие может зависеть от нескольких факторов.
Некоторые из них могут контролироваться сценаристом:
- Привлекательность концепции
- Авторский голос истории
- Глубина персонажей
- Правильное использование сценарного формата для визуализации истории
- Диалоги
- Востребованный жанр
Некоторые не могут, зачастую неизвестно:
- Кто из индустрии согласится прочитать сценарий
- Что ищут компании, которым вы продаёте свой сценарий
- Какие бюджеты студии и компании готовы потратить на проект
Но ключевым фактором, который остаётся незамеченным, когда речь заходит о сценарии, который написан не под заказ и предлагается автором, является ответ на один вопрос:
"Интересно ли читать сценарий?"
Если специалисту из индустрии, который читает сценарий (редактору, жюри конкурса, продюсеру, руководителю отдела разработки кинокомпании, менеджеру, агенту, режиссёру, актёру), скучно во время чтения, то всё кончено — сценарий никуда не продвинется. Это не будет передано на стол лицам, принимающим окончательные решения.
Единственное, что способствует заключению сделки — или, по крайней мере, вовлекает сценариста в разговор, — это истинный интерес людей к сценарию. Представители индустрии должны быть увлечены вашей историей. Они должны влюбиться в неё. Сценарий должен затрагивать их на многих уровнях.
Имея это в виду, мы представляем в этой статье 50 причин, по которым сценарии могут оказаться скучными.
Некоторые из причин могут сами по себе сорвать будущие сделки. Другие простительны только в том случае, если их не сопровождают другие. Следующие могут испортить отличную историю или концепцию.
Сценаристы могут использовать это в качестве контрольного списка при вычитке проекта. На этапе разработки и написания вы также можете использовать список, чтобы убедиться, что вы не совершаете ошибок.
50 причин скучной истории
- Ваша концепция - это классный замысел, но без интересной истории и убедительных персонажей, которые её подкрепляют.
- Ваш логлайн лучше, чем сам сценарий.
- Вы продаёте драматический сценарий компании, которая делает триллеры.
- Вы продаёте сценарий комедии компании, которая создаёт драмы.
- Вы продаёте свой сценарий фильма ужасов компании, которая делает боевики.
- Вы обещали своим контактам в индустрии одно, а сделали что-то в совершенно другой тональности.
- Сценарий представляет сплошной диалог, который больше походит на авторское кино.
- Вы без запроса отправили синопсис, ваши размышления о кастинге, концептуальные рисунки или что-то ещё, помимо самого сценария.
- Сценарий постоянно указывает куда направить камеру.
- Сценарий перегружен ненужной информацией или не следует формату, вместо того чтобы сосредоточиться на основных элементах — заголовке локации, описании сцены, именах персонажей и диалоге.
- В описании сцены подробно представлен гардероб каждого персонажа.
- Описание сцены рассказывает ненужные детали локации в каждой новой сцене.
- Описание сцены подробно передаёт внутренние мысли персонажа.
- Описание сцены подробно описывает личность персонажа.
- Описание сцены подробно рассказывает предысторию персонажа.
- В целом, описание сцены подробно описывает всё, что угодно, кроме действий.
- В описании сцены вы используете три-четыре (или более) предложения для представления кадра или действия вместо одного-двух (ёмкость - ваш друг).
- Ваш сценарий слишком короткий (90 страниц или меньше), что обычно (но не всегда) означает, что у вас недостаточно истории или персонажей.
- Ваш сценарий слишком длинный (120 страниц или более), что обычно означает, что у вас слишком длинная история, много сюжетных линий и сцен.
- В вашем сценарии множество грамматических, орфографических и опечаток, что делает чтение сценария затруднительным (т. е. скучным).
- У вас слишком много персонажей, что отвлекает внимание читателя и приводит к скуке и разочарованию.
- Вы начинаете историю со слишком большим количеством персонажей, вместо того, чтобы сосредоточиться на основных и использовать последующие страницы, чтобы представить их друзей, союзников и врагов.
- Вы злоупотребляете причудливым словарными оборотами вместо простых слов описания, которые легко и быстро читаются.
- Вы злоупотребляете техническими терминами кинопроизводства, которые замедляют скорость чтения.
- Вы поэтичны в описании сцены вместо того, чтобы предлагать простые и краткие визуальные детали и описания действий.
- Ваш сценарий медленно набирает обороты, что простительно известным кинематографистам, но сильно усложняет продажу неизвестным авторам.
- Вы тратите первый акт, представляя своих персонажей, вместо того, чтобы кратко показать их мир, и заявить главный конфликт истории.
- Вы рассказываете, а не показываете (история развивается через диалог).
- Вы чрезмерно используете экспозиционный диалог, чтобы объяснить историю и характер персонажей.
- Слишком прямолинейный диалог.
- Вы не знаете жанр в котором пишете, из-за чего историю невозможно продать будущим зрителям.
- Вы полагаетесь на формулы сценарных гуру, что заставляет вас писать шаблонный сценарий (используйте Save the Cat в качестве компаса, а не слепо следуйте ему).
- В истории отсутствуют ставки.
- Недостаточно конфликтов для главных героев. Их нужно вводить каждые несколько страниц.
- Ваши главные герои слишком симпатичны, у них нет межличностных проблем, которые мешают их близким, врагам и союзникам.
- Ваши главные герои слишком совершенны, у них нет скелетов в шкафу (даже маленьких).
- Ваши антагонисты слишком злы, что часто выглядит банально или неуклюже (найдите в них положительные качества или убеждения, которые противоположны ценностям главных героев).
- Ваши антагонисты слишком однообразны (перечитайте № 37).
- Отличный первый акт, но во втором мало что происходит, чтобы развить историю дальше.
- Вы дали сценарию великолепную концовку, но первый и второй акты с ней и близко не сравнятся.
- Неинтересное начало истории без крючка, чтобы привлечь читателя.
- Концовка не оправдывает ожиданий.
- Вы оставили открытый финал (все сценарии должны заканчивать историю — сам фильм может подразумевать продолжение, но у истории, которая поднимается в сюжете, должен быть конец).
- У вас есть сцены, которые не имеют значения для истории, концепции и персонажей.
- Сцены не продвигают персонажей по их аркам.
- Сцены не двигают историю вперёд.
- Ваш сценарий пронизан штампами и стереотипами (попробуйте что-то другое или дайте новый поворот в знакомом тропе).
- Вы не удивляете зрителя, ведя их по знакомым сюжетным и персонажным путям, но не для того, чтобы свернуть в совершенно другом и неожиданном направлении (а вам нужно это сделать).
- Вы пишете свою версию фильмов, которые уже были невостребованными, вместо того, чтобы взять то, что доказало свою успешность, и придать этому новое направление.
- Сюжетные повороты не подвязаны с завязками и развязками (setup & payoff) на протяжении всего сценария, что расстраивает читателя, когда они возвращаются, чтобы проверить, сделали ли вы это.
Используйте этот список в качестве компаса, который уведёт вас от причин по которым читателям становится скучно.
by Ken Miyamoto
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.