Найти тему
Chungurova Tatiana

Пегас, Пифон, Пифия. Продолжаем...

Оглавление

Медуза не погибла от руки Персея. Вернее, она все же умерла, но продолжает жить в живописи и скульптуре, прежде всего, в литературе, а самое главное – в нашем воображении.

Я обещала сделать подборку того, как изображение Медузы трансформировалась на протяжении тысячелетий, и что с ним стало сейчас.

Но быстро как-то не получается.

Древнегреческая мифология так обширна. запутана и замысловата, но прямо как меандр. Поэтому, начав писать об одном, я часто замечаю, что меня выносит совершенно к другому предмету, иногда близко связанному с главное темой, иногда довольно опосредованно. Сегодня так и получилось.

Кинуко Крафт. Это не пифия, но эмоционально очень похоже.
Кинуко Крафт. Это не пифия, но эмоционально очень похоже.

Валерий Брюсов

Змеи

Приникни головкой твоей

Ко мне на холодную грудь

И дай по плечам отдохнуть

Извилистым змеям кудрей.

Я буду тебя целовать,

Шептать бред взволнованных грез,

Скользящие пряди волос

Сплетать и опять расплетать…

И я позабуду на миг

Сомнений безжалостный гнет,

Пока из кудрей не мелькнет

Змеи раздвоенный язык.

30 августа 1893

Источник: https://poemata.ru/poets/bryusov-valeriy/zmei/

-2

Хотелось бы мне сразу приступить к теме Версаче, но так не бывает. Вечно меня уносит в какие-то боковые ответвления от основного лабиринта. И без этих ответвлений ясности мало – за давностью лет фактов всего ничего, остается только предполагать. Но эти ответвления так манят! Там так интересно!

Итак, Пегас нам в помощь! Поехали.

Змей в мифах Древней Греции настолько частый участник событий - это и Пифон, и змееподобные родители самой Медузы, и змеи, задушенные младенцем Гераклом в колыбели, и гад ползучий, укусивший Эвридику в день свадьбы, и змеи на кадуцее Меркурия, и змеи Асклепия, и чудовище, которому предназначались в жены несколько известных древнегреческих красавиц, включая нашу Психею...... лучше я перестану перечислять дальше. Вот мне и захотелось вспомнить хотя бы некоторые ключевые моменты.

Ответвление первое.

Дельфийский оракул.

Вот вы только вбейте в поисковик эти волшебные слова и на вас обрушится армия гадалок с предложением рассказать все о вашем же будущем (о прошлом не рискуют – информация-то ведь легко проверяемая!)

А мы сегодня вспомним, что же такое стоит за этими словами на самом деле.

В незапамятные времена, когда на месте Дельф и города никакого еще не было, у южного склона горы Парнас стояло прорицалище. Жил в нем великий змей Пифон (Πύθων). По некоторым источникам, это была змеиха. Сведения о том, занималась ли она сама прорицаниями или только сторожила святилище, тоже разнятся. Древние греки верили, что именно в том месте находился самый центр земли. Там-то и породила мать Гея ужасного змея. Змей этот обвил Парнас девятью кольцами. А далее… Далее мы откроем «Мифы и легенды Древней Греции» Н. Куна.

  • «Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая богиней Герой, нигде не могла найти приюта.
  • Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету, и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнам бурного моря…
  • Но вот родился бог света Аполлон, и все засияло и зацвело. Засверкали и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа ликовала вместе с богинями…
  • Светозарный Аполлон понесся по лазурному небу с кифарой' в руках, с серебряным луком за плечами; золотые стрелы громко звенели в его колчане. Гордый, ликующий, летел Аполлон высоко над землей, грозя всему злому, всему порожден ному мраком. Он стремился туда, где жил Пифон преследовавший его мать Латону; он хотел отомстить ему за все зло, которое тот причинил ей…
  • Быстро достиг Аполлон мрачного ущелья, жилища Пифона. Кругом высились скалы, уходя высоко в небо. Мрак царил в ущелье. По дну его стремительно несся седой от пены горный поток, а над потоком клубился туман. Выполз из своего логовища ужасный Пифон. Громадное тело его, покрытое чешуей, извивалось меж скал бесчисленными кольцами. Скалы и горы дрожали от тяжести его тела и сдвигались с места. Яростный Пифон все предавал опустошению, смерть распространял он кругом. В ужасе бежали нимфы и все живое. Поднялся разъяренный Пифон, раскрыл свою ужасную пасть и уже готов был проглотить Аполло на. Тогда раздался звон тетивы серебряного лука, как искра сверкнула в воздухе не знающая промаха золотая стрела, за ней другая, третья; стрелы дождем посыпались на Пифона, и он, бездыханный, упал на землю. Громко зазвучала торжествующая победная песнь (пэан) доблестного Аполлона, победителя Пифона, и вторили ей золотые струны кифары бога. Аполлон зарыл в землю тело Пифона там, где стоят священные Дельфы, и основал в Дельфах святилище и оракул, чтобы прорицать в нем людям волю отца своего Зевса…»

Как всегда, очень важное в моих публикациях - это визуальная составляющая. Любуемся на эту эпическую битву. Так ведь перед нами битва Георгия Победоносца со змеем только в древнегреческом исполнении! Это история по сути отражает победу новых богов над старыми, архаическими.

Фрагмент амфоры. 560 год до нашей эры.                                     https://sr.wikipedia.org/wiki/Илирије
Фрагмент амфоры. 560 год до нашей эры. https://sr.wikipedia.org/wiki/Илирије
Гюстав Моро. Аполлон убивает Пифона. 1885                       https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apollo_Vanquishing_the_Serpent_Python_by_Gustave_Moreau_(1885).jpg
Гюстав Моро. Аполлон убивает Пифона. 1885 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Apollo_Vanquishing_the_Serpent_Python_by_Gustave_Moreau_(1885).jpg
Джозеф Мэллард Уильям Тернер. Галерея Тейт. Аполлон и Пифон. 1811.                        Когда Тернер впервые выставил эту картину, ее сопровождали строки из Гимна Аполлону древнегреческого поэта Каллимаха. Тернер интерпретирует убийство Аполлоном Пифона как триумф добра над злом. Он показывает в своей картине, как свет побеждает тьму. Однако из раны дракона появляется змея поменьше. Это напоминая зрителю, что  победа не является окончательной. (из описания на сайте музея)
Джозеф Мэллард Уильям Тернер. Галерея Тейт. Аполлон и Пифон. 1811. Когда Тернер впервые выставил эту картину, ее сопровождали строки из Гимна Аполлону древнегреческого поэта Каллимаха. Тернер интерпретирует убийство Аполлоном Пифона как триумф добра над злом. Он показывает в своей картине, как свет побеждает тьму. Однако из раны дракона появляется змея поменьше. Это напоминая зрителю, что победа не является окончательной. (из описания на сайте музея)
Эжен Делакруа. Аполлон, поражающий Пифона. 1850-1851. Лувр.                                Eugène Delacroix, Apollo Slays Python, 1850-51, Oil on mounted canvas, 800 x 750 cm, Musée du Louvre, Paris
Эжен Делакруа. Аполлон, поражающий Пифона. 1850-1851. Лувр. Eugène Delacroix, Apollo Slays Python, 1850-51, Oil on mounted canvas, 800 x 750 cm, Musée du Louvre, Paris
Фрагмент картины Эжена Делакруа
Фрагмент картины Эжена Делакруа

На месте сражения Аполлона с Пифоном был поставлен храм, и там вещала пифия (названная в честь Пифона, что очевидно).

Как же происходили эти предсказания? В святилище приходили толпы народа. Ежемесячно по седьмым числам храм наполнялся людьми. Перед тем, как задать вопрос, гадающие должны были совершить определенные ритуалы и принести жертву.

Внутри храма, куда пришедшие за гаданием не могли попасть, находились золотая статуя Аполлона, лавровое дерево, священный источник и беломраморный омфал с двумя золотыми орлами, а под ним находился саркофаг с пеплом Пифона. Там же была и трещина в скале, из которой поднимались испарения ядовитого источника. Золотой треножник, увитый змеями, стоял неподалеку.

Джон Огастэс Нэпп (1853-1938) (оккультист и масон, и явно что-то покуривал-понюхивал, но пифию изобразил близко к описаниям в античных источниках)                                                    https://tiina.livejournal.com/4564453.html
Джон Огастэс Нэпп (1853-1938) (оккультист и масон, и явно что-то покуривал-понюхивал, но пифию изобразил близко к описаниям в античных источниках) https://tiina.livejournal.com/4564453.html

Сразу хочется задать вопрос – что за ядовитые испарения такие? Что за газ в течение тысячелетий (есть информация, что предсказания начались в XX веке до нашей эры, а продолжались до IV века нашей эры – то есть почти две с половиной тысячи лет, а вероятнее и того дольше!), что за газ такой струился из этих расщелин? Попытки найти информацию в интернете не увенчались успехом. Тогда я стала смотреть, какие в принципе газы могут выходить из почвы в воздух. Оказывается, их превеликое множество. Перебрав всякие радоны и акролеины, я остановилась на обычном сероводороде. Почему? Во-первых, есть упоминания, что тело убитого Аполлоном Пифона испускало смрад (не совсем понятно, как это могло происходить, если в святилище хранился пепел Пифона), а сероводород весьма зловонен. Опять вспоминаю, как после сильного шторма может пахнуть, предположим, где-то в районе Каролино-Бугаза. Не раз в детстве, нанюхавшись этой вони во время волнения, на следующий день мы находили стаи мертвой рыбы на берегу. Во-вторых, сероводород может вызывать галлюцинации. Ну, а в-третьих, век пифий был недолог, вероятно, из-за систематического отравления газом. С другой стороны, подумаем, могло ли просуществовать такое прорицалище, если бы все предсказания сводились только к бессмысленному бреду, нанюхавшейся сероводорода жрицы. Интересный момент. Но мы здесь не для того, чтобы строить догадки по этому поводу!

На всякий случай ссылочка. А если кому-то из читающих попадалась информация о природе газа в Дельфийском храме, я буду рада услышать в комментариях.

https://miningwiki.ru/wiki/Ядовитые_газы

И опять визуальный антракт.

Камилло Миола. 1880. Прорицательница. И омфал здесь.
Камилло Миола. 1880. Прорицательница. И омфал здесь.
Эжен Делакруа (1798 – 1863). Ликург у Пифии. 1835-1845                                 Треножник,увитый змеями и несчастный козел, принесенный в жертву.                                                                                                                             https://en.wikipedia.org/wiki/Pythia#/media/File:Eugène_Delacroix_-_Lycurgus_Consulting_the_Pythia_-_Google_Art_Project.jpg
Эжен Делакруа (1798 – 1863). Ликург у Пифии. 1835-1845 Треножник,увитый змеями и несчастный козел, принесенный в жертву. https://en.wikipedia.org/wiki/Pythia#/media/File:Eugène_Delacroix_-_Lycurgus_Consulting_the_Pythia_-_Google_Art_Project.jpg
-13
-14
-15
-16
-17

Давайте исследовать храм Аполлона Дельфийского дальше. Я упомянула, что Пифон, в соответствии с преданием, охранял центр земли. Это центр обозначался специальным знаком – мраморной скульптурой, называемой омфал (ὀμφαλός — пуп). Именно его и сторожил Пифон. Он был пустой внутри либо для облегчения связи с богами, либо, что очень вероятно, чтобы концентрировать газ, сочащийся из-под земли.

Омфал.                                https://en.wikipedia.org/wiki/Omphalos#/media/File:Omphalos_museum.jpg
Омфал. https://en.wikipedia.org/wiki/Omphalos#/media/File:Omphalos_museum.jpg
Различные изображения омфалов.
Различные изображения омфалов.

Кстати, обратите внимание, что Медуза, как и Пифон, тоже считалась защитницей, оберегающей. Может быть, в этом древнем мифе сохранилась память о некоем культе змея-защитника?

Итак, жертвы принесены (обычно резали козла), пифия, омывшись в водах Кастальского источника, в золотых одеждах, с лавровым венком на голове, садилась на треножник над расщелиной, вдыхала таинственный газ и начинала вещать. Присутствующие жрецы записывали за ней ее пророчества, облекая их в форму гекзаметра.

Еще такой момент связанный с Дельфийским оракулом. С этим место связана еще одна реликвия. Это – так называемая Змеиная колонна (Τρικάρηνος Όφις), или дельфийский треножник. К слову, ее английское название – Serpentine Column, прямо как озеро Серпентайн в Гайд –парке, ну, вы меня поняли!

Змеевидная колонна имеет одну из самых длинных зафиксированных историй из всех предметов, сохранившихся со времен греческой и римской древности – ее происхождение не вызывает сомнений, и ей почти 2500 лет. Вместе со своим оригинальным золотым треножником и котлом (давно утраченными) она является трофеем, напоминающим о военной победе, посвященной Аполлону в Дельфах. Это подношение было сделано весной 478 года до н. э., через несколько месяцев после поражения персидской армии в битве при Платеях (август 479 года до н. э). Из десятой части захваченных трофеев и была отлита эта колонна. Ее установили в храме Аполлона. Она несколько раз меняла место жительства в результате разных исторических событий. Наконец, в 324 году н. э. колонна была перевезена в новую столицу Римской империи Константинополь. В Дельфах же сейчас стоит бронзовая ее копия. Любуемся.

Стамбул                           https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
Стамбул https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
Одна из отбитых вандалами в 1700 году голов. Музей Стамбула  https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
Одна из отбитых вандалами в 1700 году голов. Музей Стамбула https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
А так колонна выглядела в нетронутом виде        https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
А так колонна выглядела в нетронутом виде https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
Реплика колонны в Дельфах.          https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg
Реплика колонны в Дельфах. https://en.wikipedia.org/wiki/Serpent_Column#/media/File:Surname_341a.jpg

Ответвление второе.

Эвридика и Орфей.

А ведь и в этом мифе змея играет отнюдь не второстепенную роль!

Сначала настоятельно предлагаю вспомнить сюжет с помощью этого замечательного диафильма. Окунитесь в мир детства!

https://diafilmy.su/4589-orfey-i-evredika.html

А теперь будем ждать, когда у меня соберется материал на публикацию об этих несчастных влюбленных.