Я выпустил несколько статей про кризис образования в СССР и современной России:
Размышления о массовости образования
Кому и зачем понадобилось разрушать массовое образование?
И, читая и отвечая на ваши комментарии, понял, что не написал одной из самых важных вещей. Исправляюсь.
То, что сейчас происходит в образовании - массовые увольнения учителей, систематическое неповышение зарплаты, ужасные условия труда - это часть Сэлдоновского кризиса. Часть, потому что кризис куда глобальнее. На своём канале я пишу лишь о школе (даже детский сад и ВУЗы с колледжами почти не трогаю). Но чтобы понимать причины кризиса, видеть пути выхода из него, нужно смотреть на всю картину целиком.
Мировая обстановка сейчас очень и очень напряжённая. В мире происходят такие подвижки, которые могут привести к краху всего человечества. Как бы это пафосно ни звучало, от эпохи варварства и антиутопий весь мир отделяет лишь Россия. Наша страна должна быть очень стойкой и сильной, окружить себя хорошими союзниками. И не в последнюю очередь - укрепляться изнутри.
Кризис комплексный. Сложилось очень много факторов разом - какие-то из них управляемые, какие-то не очень, а какие-то просто "удачное" стечение обстоятельств.
Образование.
Образование - это будущее, настоящее и прошлое России. В попытке уничтожить нас, наши враги разрушали образование, как могли. Основная ставка была на Ложь. Вместо образования нам подсунули псевдообразование, вместо школы - псевдошколу, а вместо учителей - псевдоучителей. Вместо Истины - Ложь. Сделали это довольно давно, пик уже пройден, он пришёлся на 1990-е, и сейчас люди уже забыли, что такое школа. Люди сейчас верят, что те, кто в псевдошколе псевдоучат их детей - настоящие, правдивые учителя. Да те и сами в это верят. Но сами того не подозревая, разрушают нас.
Сейчас учителя утекают из школ. Это к лучшему в любом случае - лучше никак, чем так. Лучше не учить, чем учить по зуму, лучше не воспитывать, чем называть дебилами и ЗПРами. Лучше не учить ничему, чем учить той псевдоматематике, которая льётся из петерсонских учебников.
Я писал о втором этапе, о привлечении новых людей в школы после того, как места освободятся. О привлечении тех, кто не знает, как это - учить "по-старому" и "как нас учили". Они будут куда лучше в любом случае - без догматов Лжи, которые поселились не только в стенах школ, но и педагогических ВУЗов. Мои читатели сомневаются. Я тоже, но не в том, что поддержка придёт в школы. В поддержке я уверен.
Слабое место в школах - это методика. Нынешняя, Ложная, которая приводит к псевдопониманию, уйдёт вместе со старой псевдошколой. Что будет на её месте?
Некоторые мои читатели всегда соглашаются, что ЕГЭ и ОГЭ - это великолепные вещи, очень тонко (за 20-то лет) настроенные на проверку реального понимания и отделения от псевдопонимания. Но если за 20 лет смогли создать столь мощную систему проверки, то... Ни за что не поверю, что там нет технологии создания понимания. Она точно есть, о ней пишут и официально, и неформально. Я пишу.
Когда это будет?
Кризис - глобальный. Наступил он одновременно и повсеместно. Разрешится тоже разом. Снова "сложатся" сразу несколько факторов. В один день мы проснёмся и заметим, что уже давно тут хорошо, это работает, там всё правильно. И всё будет и "совсем не так", и "как раньше" одновременно.
Так разрешаются Сэлдоновские кризисы.
Говорят, русские запрягают долго, а едут - ветер свистит. Я бы скорее сравнил с охотящимся тигром. Он готовится, целится, разминается и... Одним прыжком настигает жертву.
Сейчас в образовании идёт подготовка по всем фронтам: обкатываются новые средства контроля, создаются новые стандарты, новые методики, внедряются новые технологии, подготавливается нормативная база. На сколько я вижу, уже почти всё готово. А кое-что готово уже давно.
Будь я Гарри Сэлдоном, и имей я Главный Радиант с заключённой в нём психоисторией, я бы о сроках умолчал, потому что тогда в расчёты пришлось вносить новые факторы.
Ничего этого у меня нет, к сожалению, но реальные сроки я всё равно называть не хочу. Боюсь ошибиться. Ошибиться не в прогнозах, а в том, что это действительно Кризис. Ведь если я ошибся, то это конец, и сроков не будет вовсе. А жду я 2023 года.