Найти тему
Журнал Криминалиста

Какая философия скрыта в игре Sims

Оглавление

20 октября 1991 года в американском Окленде произошла страшная трагедия. По городу прошел мощный огненный смерч, многие дома сгорели. Среди них был дом Уилла Райта, архитектора и гейм-дизайнера. Как Райт позже скажет в интервью, он не чувствовал страха или сожаления. Потеряв все, он осознал: главным для него было то, что никто из его семье не пострадал, а вещи не могут сделать его по-настоящему счастливым. Тогда он задумался, какую роль потребление играет в жизни человека. Огненный смерч лишил его дома, но подарил идею, которая воплотилась в одной из самых популярных игр 2000х – The Sims. Какая философия скрыта в игре, почему нам нравится управлять жизнью виртуальных человечков, и как видеоигры говорят о проблемах современного мира?

В статье:

  • Симулятор жизни
  • Протестантская этика и дух капитализма
  • Главный страх современной культуры
  • Надзирать и наказывать
  • Философия заботы
Какая философия скрыта в игре Sims
Какая философия скрыта в игре Sims

Симулятор жизни

The Sims – это симулятор жизни, где вы управляете виртуальный персонажем, симом. Он можем завести семью, обустроить дом, найти работу, устроить домашнюю вечеринку и т.д. Игра не имеет строгой сюжетной линии: в ней нельзя выиграть, а управлять персонажами можно практически вечно, только если вы не решите от них избавиться.

The Sims – это симуляция повседневной реальности, где нужно заниматься точно такими же рутинными делами. Из-за этого идею Райта долго не воспринимали всерьез: кому нужна виртуальная игра в куклы, где нет ни волшебства, ни уровней сложности, ни сюжета. The Sims стала революцией в мире игр еще и потому, что смогла впервые привлечь женскую аудиторию, ведь до этого в компьютерные игра играли в основном мужчины.

В The Sims есть 3 главных игровых сценария: дизайн дома, создание и управление персонажем. После будут выходить бесчисленные дополнения, где виртуальные человечки могут заводить питомцев, поступить в университет или колдовать.

Многим игрокам было достаточно создать сима и его дом, но сам Уилл Райт считал, что главное в игре – это управление персонажем. Основная задача – удовлетворять разнообразные потребности симов, от базовых физиологических (питание, сон) до социальных (общение, развлечение и уют). Чем больше потребностей удовлетворено, тем счастливее персонаж – над его головой горит ярко-зеленый кристалл. Если показатели на низком уровне, кристалл становится красным, а сим перестает реагировать на приказы игрока, впадает в истерику и топает ногами.

Чтобы удовлетворить эти потребности, у сима должен быть источник дохода. Виртуальные человечки могут осваивать разные профессии. Для этого достаточно сесть в кресло и изучить нужный справочник. Симы, как и люди, существа социальные: им необходимо ходить на вечеринки, заводить знакомства с соседями и влюбляться. Иными словами, все почти как в жизни. Но почему это так затягивает?

Протестантская этика и дух капитализма

Мир The Sims – это аллюзия на типичный американский пригород. Частный дом с идеальным садом и бассейном – одна из воплощений американской мечты, важного культурного феномена США. The Sims является свеоборвазной пародией на общество позднего капитализма. Его ценности – это успех, активная жизненная позиция, демократия и культ потребления.

О том, как появился капитализм и как он изменил общество, рассказал в своей знаменитой книге "Протестантская этика и дух капитализма" классик социологии Макс Вебер. Немецкий ученый видел причину появления капитализма в протестантском понимании роли человека в мире.

Какая философия скрыта в игре Sims
Какая философия скрыта в игре Sims

Согласно идеям протестантизма, человек не пассивное существо, которое полностью зависит от воли Бога. Наоборот, он наместник Бога на земле, через него действует Святой Дух. В католическом и православном христианстве богатство это скорее порок, а стремление к материальному считается греховным. В протестантизме все по-другому. Получение прибыли – это проявление благочестия, добродетели и божьего благословения. А бедность и нищета – признак неизбранности и греха.

Макс Вебер был идеалистом и считал, что общество развивается не из-за изменения экономических условий, как это утверждал Маркс. По его мнению, духовные причины главенствуют над материальными и сознание определяет бытие, а не наоборот.

Как говорил Мартин Лютер, один из отцов протестантской этики, если кто-то хочет быть богатым, то пусть берет в руки плуг и добывает от земли. Для этого человек должен быть свободен, поэтому протестантизм утверждает свободу как высшую ценность. Игра The Sims дает человеку возможность почувствовать себя творцом.

Уилл Райт признавался, что хотел создать игру, сутью которой станет процесс созидания, а не результат. Его больше всего интересовали эмоции и чувства человека. В игре ваша главная задача – сделать персонажа счастливым, но, конечно, в капиталистическом понимании этого слова.

Так, один исследователь попытался воспроизвести жизнь Курта Кобейна и столкнулся с тем, что игра не дает ему это сделать. Его человечек ни с кем не общался и не работал. Игра всеми возможными способами принуждала игрока вернуться к нормальной жизни.

Низкая продуктивность и апатия – вот настоящие гречи протестантской этики.

Главный страх современной культуры

Мир The Sims – это многоплановая симуляция настоящей жизни, но с учетом ряда условностей. В игре используется вымышленные деньги, а день длится 24 минуты. При общении Симы используют вымышленный язык, а диалоги сопровождаются картинками и эмоджи, чтобы игрок понимал суть разговора. В остальном мир сиво очень похож на наш.

В ХХ веке французский философ Жан Бодрийяр задаст вопрос: а действительно ли то, что нас окружает, – настоящая реальность? Может быть, все вокруг – это симуляция? The Sims реализовал один из главных страхов современной культуры – страх оказаться в виртуальном мире, как это произошло в фильме "Матрица". С появлением цифровых технологий страх перед ирреальностью происходящего только усилился.

Какая философия скрыта в игре Sims
Какая философия скрыта в игре Sims

The Sims показывает нам, как разложить человека на базовые потребности, цифры и числа, которыми можно управлять. Но сегодня акценты сместились. Теперь, философы чаще всего говорят не о нереальности реального, а о реальности нереального. Виртуальные персонажи становятся каткими же полноправлынми участниками коммуникации, а человек выстраивает с ними отношения так же, как и в реальном мире.

Надзирать и наказывать

Когда человек играет в видеоигру, он вступает с ней в диалог и получает обратную связь. В The Sims для этого есть разнообразные инструменты: шкалы потребностей, индикаторы состояний, действия самого сима.

Как можно строить эту коммуникацию? Первый вариант – на отношениях власти. Именно неконтролируемая власть над персонажами привлекает многих пользоветей. В мире The Sims игрок практически всемогущий бог, а отсутствие каких-либо ограничений и безнаказанность может приводить к насилию.

Это продемонстрировал перфоманс Марины Абрамович. Художница разложила перед зрителями несколько десятков предметов и предложила им использовать любые из них для манипуляций с ее телом, заверив, что всю ответственность за происходящее она берет на себя. В итоге это привело к беспричинной жестокости. Эксперимент продемонстрировал, как легко человек может забыть о приличиях и нормах морали.

Какая философия скрыта в игре Sims
Какая философия скрыта в игре Sims

Но нужно помнить, что перфоманс – это художественное высказывание, а художники и зрители следуют его внутренним законам. Социологические исследования говорят об обратном: в наши дни люди все меньше проявляют насилие, даже если знают, что им за это ничего не будет. Этот тренд описал ученый и популяризатор науки Стивен Пинчер в книге "Лучшее в нас". Тем не менее, мы не можем отрицать: власть может быть очень привлекательной. Достаточно зайти на форумы, где игроки The Sims обмениваются инструкциями, как можно помучать виртуальных человечков.

Власть, и в реальном, и в виртуальном мире, может проявляться не только в насилии. Как писал Мишель Фуко, автор влиятельной книги о власти "Надзирать и наказывать",

"К человеку, которого закрывают в цепи и бьют, применяют силу, а не власть".

Многим знакомо волшебное слово motherlode, чит-код на деньги. The Sims дает возможность почувствовать себя бесконечно богатым, а значит, всемогущим. Но игра устроена так, что на эти деньги можно, например, построить шикарный дом с красивыми интерьерами. Других серьезных преимуществ они не дают. Из-за этого, богатство может быстро наскучить, а использование чит-кодов лишает игрока доступов к некоторым механикам. Так власть становится скорее обременением, чем ресурсом.

Философия заботы

Кризис капиталзима, о котором пишут многие философы, социологи, экономисты, показал, что в современной культуре есть острая потребность не только в продуктивности, но и в заботе. Очевиден запрос на капитализм с человеческим лицом. По этому пути пошли так называемые северные демократии: Норвегия, Финляндия, Дания.

Философское значение понятия "забота" гораздо шире, чем в обыденном представлении. В философии Мартина Хайдеггера забота – это сущее человеческого существования. Что то значит? По Хайдеггеру, подлинное существование человека возможно только при условии его озабоченности окружающим миром. Она может выражаться в заботе о жизни другого, заботе об общем благе, и обязательно должна быть выражена в действиях. В первую очередь, в The Sims игрок проявляет заботу о персонаже. Это его виртуальный питомец, который не может жить автономно: его нужно кормить, развлекать и учить. Своими действиями человек помогает развитию индивидуальности сима и его социализации.

Но есть и еще один важный момент: забота о Симе – это еще и забота о себе. Игра визуализирует простую идею, что незакрытые потребности негативно сказываются на человеке. Сим может быть нашим цифровым аватаром, но он живет в гораздо более понятном и предсказуемом мире. Игра дает возможность почувствовать себя в безопасности, вернуть ощущение контроля, хоть и в виртуальной среде. Для этого разработчики создали комфортный мир, иногда опережающий реальность. Не это ли секрет феноменальной популярности The Sims?

Видеоигры – не просто развлечение для школьников, а серьезная часть массовой культуры, которая говорит о нас гораздо больше, чем мы думаем. The Sims вскрывает наши желания, страхи и опасения. Главное в игре – это придуманная реальность, в которой игрок предельно свободен. А как распорядиться этой свободой – дело каждого, для любого решения найдутся свои инструменты.

Понравился разбор? Пишите, что вам нравилось делать в The Sims больше всего.