(Неемия 9)
Чтение книги закона, о котором мы читаем в Неем. 8, привело к обновлению завета с Богом, о чём рассказывают главы 9 и 10. «Книга закона Моисеева, который заповедал Бог Израилю» (8:1), Пятикнижие, напомнила иудеям о завете, который Израиль заключил с Богом после освобождения из египетского рабства. Как и их праотцы, они нарушили это соглашение. И теперь, после того, как им был прочитан закон, они решили возродить свои отношения с Господом через обновление завета с Ним. Для этого народ должен был сначала исповедать свои грехи. В главе 9 рассказывается о том, как они (вновь) слушали закон, исповедали свои грехи, вспомнили свою историю взаимоотношений с милостивым Богом, попросили Его о прощении и заключили – или перезаключили – соглашение завета с Богом.
ПОДГОТОВКА: ЧТЕНИЕ ЗАКОНА И ИСПОВЕДАНИЕ ГРЕХОВ (9:1–5)
«В двадцать четвёртый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся, и во вретищах, и с пеплом на головах своих. И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали, и исповедались в грехах своих и в преступлениях отцов своих. И стояли на своём месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу, Богу своему. И стали на возвышенное место левитов Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу, Богу своему. И сказали левиты – Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: “Встаньте, славьте Господа, Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твоё!”»
Вскоре после праздника кущей, о котором повествует глава 8, иудеи вновь собрались для чтения книги закона. На этот раз они собрались как грешники, которые раскаивались в своих преступлениях.
Стих 1. Эти события произошли в двадцать четвёртый день [того самого] месяца, тогда же, что и события предыдущей главы. Это был «седьмой месяц» (8:2), также известный как «тишри» (сентябрь/октябрь). Праздник кущей закончился двадцать второго числа этого месяца (см. Лев. 23:39–44), а собрание состоялось двумя днями позднее.
В этот раз иудеи собрались постящиеся, а не празднующие, как это было несколькими днями раньше (8:9–12). Они были во вретищах и посыпанные пеплом. Эти внешние проявления скорби свидетельствовали о глубоком и искреннем раскаянии иудеев. Раньше, когда они плакали из-за осознания своих грехов, им было велено радоваться. Однако в это раз их скорбь и исповедание грехов были более уместны.
Что изменилось? Почему несколькими днями раньше Неемия сказал людям, чтобы они не плакали, а теперь позволил им скорбеть? Почему во время праздника кущей слёзы были неуместны? Интересное предположение выдвинул Эдвин Ямаучи, согласно которому, хотя исповедание народом своих грехов происходило не в десятый день седьмого месяца, день Искупления, настроение народа соответствовало «духу дня Искупления».
Стих 2. Этот стих кратко передаёт суть происходящего. Сначала семя Израилево отделилось от всех инородных. Это отделение не следует понимать как то, что евреи отослали прочь своих жён-иноплеменниц или прозелитов, или выгнали из Иерусалима язычников. Скорее всего, на этом собрании были только иудеи, которые оставили все дела, объединявшие их с неизраильтянами, жившими среди них или рядом с ними. Бог заключил Свой завет с Израилем, а не каким-либо другим народом.
Затем евреи встали и исповедовались в грехах своих, а также в преступлениях отцов своих. Может показаться странным, что в дни Неемии люди исповедовались в грехах своих предков, но у израильтян было чувство коллективного греха, которое неизвестно современным людям. Это коллективное исповедание показывает, что когда согрешает весь народ, то и каждый отдельный человек несёт на себе бремя вины за этот грех.
Стих 3. Пока израильтяне стояли на своём месте, им читали из книги закона. Кто именно читал, текст не сообщает. Мы можем предположить, что это были левиты из последующих стихов.
Чтение закона продолжалось четверть дня. Это значит, что люди слушали книгу закона около трёх часов, что составляет половину времени, о котором шла речь в предыдущей главе (8:3). Следующие три часа они исповедовались в своих грехах и поклонялись Богу.
Стихи 4, 5. Очевидно, в этом поклонении иудеев вели левиты, названные по именам в этих стихах. Место, где они располагались, не совсем понятно. В Синодальной Библии сказано возвышенное место левитов. Древнееврейское слово маалех иногда переводится как «лестница» (Международное Библейское Общество) или «ступеньки» (Современный Перевод). Возможно, это были ступеньки, ведущие с одной части храма в другую. По мнению Кита Шовилла, это собрание, вероятно, происходило «в храмовом подворье», откуда «шли ступеньки непосредственно к храмовому двору».
В каждом из этих двух стихов названы восемь левитов, при этом, пять имён повторяются. В тексте не сообщаются, чем отличались их обязанности. Возможно, первая группа возглавляла исповедание грехов, поскольку они громко взывали к Господу. Вторая группа могла вести в поклонении, так как они призывали народ славить Господа.
КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ (9:6–38)
Около полудня Ездра или один из левитов встал и от имени всего собрания произнёс слова молитвы покаяния. В английских версиях RSV и NRSV 9:6 начинается словами: «И Ездра сказал». Эта фраза присутствует в Септуагинте, но её нет в древнееврейском тексте, что нашло своё отражение в русских и большинстве английских переводов, хотя мы можем предположить, что именно Ездра произнёс следующие слова этой главы.
В большинстве изданий Библии молитва в 9:6–37 имеет стихотворную форму, в то время как в других выглядит как проза. Как же следует её переводить: как поэзию или как прозу? Уильямсон приходит к следующему выводу: «Нам следует согласиться с тем, что её манера звучания, ритм, стиль и фразеология литургических произведений более соответствуют поэтическому жанру».
В 9:6–31 мы находим ёмкую, хотя и сжатую, историю взаимоотношений Бога с Его народом. В этом отрывке сообщается об основных библейских событиях, начиная с Бытия и заканчивая периодом после вавилонского плена. Этот исторический обзор служил двум целям. Во-первых, он был призван подчеркнуть величие, милость и праведность Бога на фоне человеческой греховности, тем самым подведя народ к осознанию и исповеданию своих грехов и мольбе о прощении в 9:32–37. Во-вторых, он должен был привести народ в соответствующее умонастроение и подготовить их сердца к обновлению завета, о чём сообщается в 9:38.
Сотворение (9:6)
«Ты, Господи, един. Ты создал небо, небеса небес и всё воинство их, землю и всё, что на ней, моря и всё, что в них, и Ты живишь всё это, и небесные воинства Тебе поклоняются».
Стих 6. Коллективная молитва Израиля началась с признания уникальности Бога. Никто и ничто не сравнится с Ним. Он – единый Господь. О Его величии всегда свидетельствовали Его творения, ибо Он создал всё: небо и небеса небес, вместе с их воинствами; землю, и всё, что её наполняет; моря и всё в них. Небесные воинства, которые поклоняются Богу, возможно, – небесные тела (солнце, луна и звёзды; см. Пс. 18:1–6); но не исключено, что речь идёт об ангелах, которые находятся в присутствии Бога.
Призвание Авраама (9:7, 8)
«Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраам, и нашёл сердце его верным перед Тобой, и заключил с ним завет, чтобы дать ему и семени его землю хананеев, хеттов, аморреев, ферезеев, иевусеев и гергесеев. И Ты исполнил слово Своё, потому что Ты праведен».
Стихи 7, 8. Этот рассказ об Аврааме делает акцент на действиях Бога. Господь избрал его, вывел его из Ура Халдейского, изменил его имя с Аврама на Авраам. Затем заключил с ним завет.
Хотя завет, о котором повествует книга Бытия, содержал и другие обетования, в данной молитве основное внимание сконцентрировано на том, что Бог обещал дать Аврааму и его потомкам землю, в которой жили другие народы: хананеи, хетты, аморреи, ферезеи, иевусеи и гергесеи. Обещание земли является доминирующим и в остальной части истории. Бог дал евреям эту землю; им было велено «войти» в неё и «овладеть», но они отказались и были вынуждены сорок лет скитаться в пустыне (9:15–21). Наконец, они «овладели землёй Сигона» и « землёй Ога» на восточной стороне Иордана, и Бог «ввёл их в землю», которую им обещал (9:22–25). Хотя Бог дал им землю «обширную и тучную», теперь они были в ней рабами, потому что её «обильные произведения» шли «царям», царствующим над ними (9:35–37). С того времени, как иудеи стали возвращаться в свою землю после вавилонского плена, их главной целью было вновь стать хозяевами той земли, которую Бог обещал их патриархам. Содержащиеся в этой главе исповедание и молитва евреев отражают их чаяния о земле.
Этот отрывок завершается словами о том, что Бог исполнил слово Своё, которое Он дал Аврааму и его семени. Свидетельством тому было то, что теперь иудеи жили в земле обетованной. Обетование дать землю было исполнено потому, что Бог – праведный, то есть верный и заслуживающий доверия.
Хотя праведность Бога была основной причиной того, что Он исполнил Своё обещание, свою роль в этом сыграла и личность Авраама. В этой молитве ясно сказано, что Бог нашёл сердце Авраама верным перед Ним. Верность Авраама наряду с праведностью Бога привели к тому, что израильтяне стали жить в этой земле, тогда как в результате неверности последующих поколений они были изгнаны с этой земли. Авраам – единственный человек, который в этом кратком обзоре истории Израиля назван «верным» (хотя в нём с уважением говорится о Моисее и пророках).
Избавление от египетского рабства (9:9–12)
«Ты увидел бедствие отцов наших в Египте, и услышал вопль их у Чермного моря, и явил знамения и чудеса над фараоном, и над всеми рабами его, и над всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с ними, и сделал Ты Себе имя до сего дня. Ты рассёк перед ними море, и они средь моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды. В столбе облачном Ты вёл их днём и в столбе огненном – ночью, чтобы освещать им путь, по которому идти им».
Стих 9. По мере того, как история переходит от Бытия к Исходу, молящийся вспоминает, как Бог проявил Свою милость, выведя Свой народ из Египта. В этом отрывке ничего не говорится ни о грехах предков израильтян, ни об их верности. Сказано, что народ находился в угнетении, но ни слова об их грехах. Бог увидел их бедствие в Египте (Исх. 2:23–25; 3:7; 4:31), услышал вопль их, когда они были зажаты между Чермным морем и войском фараона (Исх. 14:1–14) и спас их.
Стих 10. Бог спас Израиль, явив знамения и чудеса над фараоном, и над всеми рабами его, и над всем народом земли его. Нет сомнений, что автор имел в виду десять казней, который Бог обрушил на египтян (Исх. 7:1–12:36). Явив таким образом Свою силу, Бог наказал египтян за их надменность и сделал Себе имя (Исх. 9:16; Иер. 32:20). С того времени Израиль и другие народы стали помнить Яхве, Господа, Бога Израилева, как великого Бога, который поразил Египет и освободил Израиль.
Стих 11. Кроме того, Бог показал Свою силу и заботу, разделив Чермное море, чтобы спасти Свой народ и истребить египетское войско. Израильтяне безопасно прошли средь моря посуху, тогда как египтяне были погребены в глубинах морских (Исх. 14:15–15:21).
Стих 12. Бог и дальше являл Свою силу, ведя израильтян через пустыню. Днём Он вёл их с помощью облачного столба, а ночью – огненного (Исх. 13:21, 22; 40:36, 37; Чис. 9:15–23).
Вручение закона (9:13, 14)
«И снисшёл Ты на гору Синай, и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. И указал им святую Твою субботу, и заповеди и уставы, и закон преподал им через раба Твоего Моисея».
Стихи 13, 14. Избавившись от египтян и пройдя через Чермное море, народ Израиля подошёл к горе Синай (Исх. 19:1, 2). Там, приблизительно через сорок дней, Бог дал им закон Моисея. Вручению закона предшествовало заключение завета (подробно в Исх. 19, хотя книга Неемии на этом отдельно не останавливается) и явление Бога. Он предстал перед народом «в облаке», «в громе и молнии», «в огне» и «дыму», «в трубном звуке весьма сильном» и землетрясении (Исх. 19:16–19).
О законе сказано, что он содержит суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые. Это был дар от Бога, в котором проявилась Его милость. Слова законы, уставы и заповеди, вероятно, означают, что весь закон, как он представлен в книгах Моисея, Пятикнижии, пришёл от Бога.
В этом отрывке отдельно упоминается закон святой субботы, тем самым указывая на огромное значение, какое Бог придавал седьмому дню в книгах закона, и на важность его соблюдения иудеями в период после вавилонского плена. О важности и особом значении субботы неоднократно говорится в книгах Ездры и Неемии и позднее в евангелиях. Вполне понятно, что по мере расселения иудеев по всему миру и их проживания среди язычников, соблюдение субботы стало главным, определяющим критерием иудаизма. Иудеи выделялись среди других народов именно через соблюдение этого святого дня.
Скитания по пустыне (9:15–21)
«И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтобы они пошли и овладели землёй, которую Ты, подняв руку Твою, клялся дать им. Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих; не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и по упорству своему поставили над собой вождя, чтобы возвратиться в рабство своё. Но Ты Бог, любящий прощать, благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их. Хотя они сделали себе литого тельца и сказали: “Вот бог твой, который вывел тебя из Египта”, и хотя делали великие оскорбления, но Ты, по великому милосердию Твоему, не оставлял их в пустыне; столб облачный не отходил от них днём, чтобы вести их по пути, и столб огненный – ночью, чтобы светить им на пути, по которому им идти. И Ты давал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их, и манну Твою не отнимал от уст их, и воду давал им для утоления жажды их. Сорок лет Ты питал их в пустыне; они ни в чём не терпели недостатка; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли».
Молитва продолжается рассказом о сорокалетнем скитании израильтян по пустыне. В этом отрывке чётко прослеживается противопоставление Божьей праведности и милости, с одной стороны, и греховности человека, с другой.
Основной темой этого отрывка является непрекращающаяся любовь и забота Бога о Своём народе, несмотря на его греховность. На наш взгляд, заслуживают внимания два следующие факта: во-первых, события представлены не в хронологической последовательности. Инцидент с золотым тельцом произошёл до того, как израильтяне отказались войти в землю обетованную. Во-вторых, в этом примере (в отличие от последующих) тот, кто произносит эту молитву, ничего не говорит о том, как Бог наказал народ за эти два преступления. Хотя далее, когда он говорит о том, что Бог «ввёл их в землю», о которой Он говорил их отцам, чтобы они «вошли и овладели её», мы можем слышать намёк на то, что Господь был недоволен и наказал ослушавшихся.
Стих 15. Бог явил Свою праведность, не только выведя Свой народ из Египта, но и заботясь об их нуждах и безопасности в пустыне. Он постоянно давал им хлеб с неба («манну»; 9:20) и воду из камня («из скалы», Международное Библейское Общество). Он пригласил их войти в землю, которую обещал Аврааму и его потомкам. В тексте сказано, что Бог клялся дать Израилю эту землю. Слово, переведённое как «клялся», буквально означает «поднял свою руку» (йад), как обычно делают, произнося клятву (что нашло своё отражение в Синодальной Библии).
Стих 16. Хотя и благословлённые Богом, израильтяне упрямствовали против Него (см. 9:29), точно так, как ещё совсем недавно упрямствовали египтяне (9:10). «Упрямствовали» (от зид), в Международном Библейском Обществе переведено как «стали надменны и упрямы», а в Современном Переводе как «возгордились, стали упрямыми». Чарльз Феншем трактует это слово как «пренебрежительный, дерзкий» и говорит: «Оно означает отсутствие всякого уважения по отношению к другому человеку. Применительно к Господу это слово указывает на крайнюю степень их прегрешений». Израильтяне упрямствовали и отказались подчиняться Божьим заповедям, шею свою держали упруго. В этом и в стихе 17 употреблено слово ореп, которое буквально означает «напрягли свою шею», как это делает упрямый вол, неподчиняющийся погонщику.
Стих 17. В частности, израильтяне отказались войти в землю, а вместо этого поставили над собой вождя, чтобы возвратиться в рабство своё в Египет. Они уже забыли, что Бог сделал для них. Вместо того чтобы продолжать полагаться на Бога, избавившего их от египтян, они усомнились в Его силе истребить хананеев. Однако, несмотря на их неверность, Бог оставался верным.
Бог был и есть Богом, который любит прощать, благой и милосердный, долготерпеливый и многомилостивый (см. Исх. 34:6). Поэтому, несмотря на их грехи, Господь не оставил их. Он не покинул израильтян в пустыне. Хотя их грехи повлекли за собой последствия, Господь не отвернулся от них и продолжал заботиться в течение всего периода скитаний по пустыне.
Стих 18. Следующим примером Божьего сострадания является его реакция на ещё более ужасный грех, чем отказ войти в обещанную землю: поклонение золотому тельцу (Исх. 32:1–35). Народ согрешил, поклоняясь литому объекту, вещи, как богу, который вывел их из Египта, тем самым совершив грех богохульства – великое оскорбление.
Стихи 19, 20. И даже тогда Бог не оставлял их в пустыне, хотя и грозил так сделать (Исх. 32:9, 10). Он продолжал заботиться о них, как делал это с самого начала их долгого пути. Он не только указывал им путь с помощью облака и огня, но и дал им Духа наставлять их через вдохновлённых им людей, особенно Моисея. Каждый день Он посылал им манну (хлеб) и воду, чтобы подкреплять их.
Стих 21. Краткая история скитаний Израиля по пустыне завершается словами о неустанной заботе Бога о Своём народе. В течение сорока лет Он питал их, и они ни в чём не знали нужды; одежды их не ветшали, и ноги их не пухли (Втор. 8:4). Когда их путь закончился, их одежды не были ни рваными, ни изношенными, как это обычно бывает после долгих скитаний.
Завоевание Ханаана (9:22–25)
«И Ты дал им царства и народы и разделил им, и они овладели землёй Сигона, и землёй царя есевонского, и землёй Ога, царя васанского. И сыновей их Ты размножил, как звёзды небесные, и ввёл их в землю, о которой Ты говорил отцам их, что они придут владеть ею. И вошли сыновья их, и овладели землёй. И Ты покорил им жителей земли, хананеев, и отдал их в руки их, и царей их, и народы земли, чтобы они поступали с ними по своей воле. И заняли они укреплённые города и тучную землю, и взяли во владение дома, наполненные всяким добром, водоёмы, высеченные из камня, виноградные и масличные сады и множество деревьев с плодами для пищи. Они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Твоей».
Стихи 22–25. Основная тема этой части молитвы иудеев – Божья доброта, явившая себя через победы израильтян над народами, населявшими Ханаан. Библейская история завоевания израильтянами земли обетованной начинается в книге Чисел 21, с рассказа об их победе над Сигоном, царём есевонским, и Огом, царём васанским, и продолжается на протяжении всей книги Иисуса Навина. Она повествует о победах над царствами и народами (9:22), об овладении землёй, обещанной Аврааму, и о размножении его потомков (многочисленных, как звёзды небесные), в точности, как обещал Господь (9:23); а также о покорении хананеев (9:24). К последнему относится и овладение богатствами хананеев: их укреплёнными городами, тучной землёй, домами, наполненными всяким добром, водоёмами, высеченными из камня, виноградными и масличным садами и деревьями с плодами (9:25; см. Втор. 6:10, 11).
Однако этот отрывок косвенно указывает на то, что эти обильные благословения стали преткновением для веры израильтян, по мере того, как они ели, насыщались, тучнели и наслаждались по великой благости Бога (9:25). Эти слова напоминают нам о предупреждении Моисея из Второзакония 8:10–20, когда он остерегал израильтян, чтобы, когда они будут есть и насыщаться в земле обетованной, не забывали своего Господа, иначе их постигнет суровое наказание. Так и произошло: привыкнув к благословениям в новой земле, они действительно оставили своего Бога, о чём напоминает продолжение молитвы.
Судьи и цари (9:26–31)
«И сделались упорны и возмутились против Тебя, и презрели закон Твой, убивали пророков Твоих, которые увещевали их обратиться к Тебе, и делали великие оскорбления. И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по великому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от руки врагов их. Когда же успокаивались, то снова начинали делать зло пред лицом Твоим, и Ты отдавал их в руки неприятелей их, и они господствовали над ними. Но когда опять взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес, и, по великому милосердию Твоему, избавлял их многократно. Ты напоминал им обратиться к закону Твоему, но они упорствовали и не слушали заповедей Твоих, и отклонялись от уставов Твоих, которыми жил бы человек, если бы исполнял их, и хребет свой сделали упорным, и шею свою держали упруго, и не слушали. Ожидая их обращения, Ты медлил многие годы и напоминал им Духом Твоим через пророков Твоих, но они не слушали. И Ты предал их в руки иноземных народов. Но, по великому милосердию Твоему, Ты не истребил их до конца и не оставлял их, потому что Ты Бог благой и милостивый».
Стих 26. Этот стих говорит о том, что произошло вскоре после завоевания Ханаана. Насытившись в доброй земле, которую им дал Бог (9:25), израильтяне стали упорны и непокорны. Они оставили закон Божий, и делали великие оскорбления («совершали страшные богохульства», Международное Библейское Общество). «Оскорбления» или «богохульства» здесь – это буквально «выражение презрения», как и в 9:18. Лесли Аллен считает, что в отличие от стиха 18, «оскорбления» («богохульства») в стихе 26 относятся к «поступкам, выражающим презрение к Божьему пророческому слову». Иудеи усугубили свою вину перед Богом, отвергнув посланных Им пророков для их увещевания и обличения, чтобы они вернулись к своему Богу. Более того, они даже убивали Божьих пророков.
Стихи 27–29. Бог наказал Свой народ за эти грехи. Впервые в этой главе говорится о Божьей каре: Он отдал их в руки врагов их. Однако история на этом не заканчивается: иудеи взывали к Господу, который выслушивал их с небес и давал им спасителей, которые спасали их от рук врагов их. И так происходило постоянно, по кругу: израильтяне снова начинали делать зло, и Бог предавал их в руки неприятелей их, потом они опять взывали к Нему, и Он избавлял их.
Господь напоминал им обратиться к Его закону. Однако иудеи отвергали Его увещевания. Они упорствовали (см. 9:16) и отказывались соблюдать Божьи животворящие заповеди. Вместо этого, с горечью признаёт молящийся, они хребет свой сделали упорным и шею свою держали упруго, не желая слушать Его.
Содержание стихов 26–29 даёт основания полагать, что они, главным образом, относятся к эпохе судей. В этих стихах точно изображён повторяющийся цикл: Израиль согрешил; Бог послал врагов, чтобы наказать Свой народ; они стали взывать к Нему о помощи; Он дал им избавителя, судью, чтобы спасти их от угнетателей. Затем израильтяне вновь начинали грешить перед Богом, и цикл повторялся.
Стих 30. В этом отрывке говорится о том, как Бог, ожидая их покаяния, медлил многие годы. Возможно, подразумевается период, последовавший за эпохой судей, когда в Израиле правили цари, но в отношениях между Богом и Его народом ничего не менялось. Так продолжалось до захвата Израиля Ассирией в восьмом веке до н.э. (см. 9:32). Время никак не повлияло на верность предков израильтян Богу. Но Господь продолжал проявлять к ним огромное терпение, как и в предыдущие века.
Когда царство разделилось, ни один из северных царей даже не пытался отвернуть народ от идолопоклонства, чтобы служить истинному Богу: они лишь сильнее погружали народ в бездну греха. В южном царстве лишь несколько царей оставались верными Божьим заповедям. Тем не менее, Он терпеливо напоминал им Духом Своим через Своих пророков, чтобы они покаялись. Несмотря на долготерпение Божье, израильтяне не желали слушать пророков, и Бог снова предал их в руки иноземных народов, ассирийцев.
Стих 31. Даже это наказание не привело к полному уничтожению Израиля. Будучи благим и милостивым, Бог не истребил их до конца и не оставлял их. Как и во время скитаний в пустыне Бог наказывал свой народ за его грехи, но не оставлял его. Остаток вернулся в землю обетованную, чему были свидетелями нынешние слушатели молитвы.
Мольба о милости (9:32–37)
«И ныне, Боже наш, Боже великий, сильный и страшный, хранящий завет и милость! Да не будет малым перед лицом Твоим всё страдание, которое постигло нас, царей наших, князей наших, и священников наших, и пророков наших, и отцов наших, и весь народ Твой от дней царей ассирийских до сего дня. Во всём, постигшем нас, Ты праведен, потому что Ты делал по правде, а мы виновны. Цари наши, князья наши, священники наши и отцы наши не исполняли закона Твоего и не внимали заповедям Твоим и напоминаниям Твоим, которыми Ты напоминал им. И в царстве своём, при великом добре Твоём, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе и не обращались от злых дел своих. И вот мы ныне рабы; на той земле, которую Ты дал отцам нашим, чтобы питаться её плодами и её добром, вот мы рабствуем. И произведения свои она во множестве приносит для царей, которым Ты покорил нас за грехи наши. И телами нашими, и скотом нашим они владеют по своему произволу, а мы в великом стеснении».
В следующих шести стихах фокус молитвы смещается с прошлой истории на настоящее бедственное положение иудеев. Не говоря прямо, они умоляют Господа смилостивиться над ними, как Он проявлял милость к их праотцам.
Стих 32. Слова «И ныне» знаменуют поворот от истории прошлых веков к настоящей ситуации. Свою мольбу народ начинает с прямого обращения к Богу, воздавая Ему хвалу за Его удивительные качества. Они признают, что Бог – великий, сильный, страшный, верно хранящий завет и проявляющий милость.
Ближе к концу молитва приобретает черты мольбы к Богу, чтобы Он увидел их страдание, всех: от царей и до простого народа, начиная от дней царей ассирийских до настоящего времени.
И действительно, с того времени, как ассирийцы разрушили северное царство и почти покорили южное, Божий народ находился в порабощении (за исключением нескольких лет) у других народов, так как это было во времена судей.
Не трудно заметить, что мольба о милости не выражена прямо. Вместо этого звучит скромная просьба к Богу обратить Его взор на страдание народа и не посчитать его малым. Возможно, так они хотели кротко напомнить Богу, что раньше Он «выслушивал их с небес», когда израильтяне взывали к Нему (9:27).
Стих 33. В молитве ясно сказано, что обращаясь к Богу с мольбой, иудеи не считают себя праведными. Наоборот, они признают, что заслужили всё страдание, постигшее их (9:32). Бог всегда поступал со Своим народом по правде; Он всегда исполнял Свою часть завета. Проблема была в том, что они нарушали свои обещания. Они были неверны завету и делали зло перед Богом. Поэтому Господь был праведен, наказывая Свой народ. Язык стиха 33 делает эту молитву славословием Божьего суда.
Стих 34. В этом стихе молящийся делает особое ударение на том, что все, находящиеся у власти: цари, князья, священники и отцы – были непокорны Богу. Этот список согрешивших отличается от списка в 9:32 тем, что в нём не назван «народ». Тем самым подразумевается, что именно власть имущие несут на себе ответственность за грех, в результате которого был наказан и пострадал весь народ. Эта точка зрения выражена и в 3 и 4 Царств. Они не исполняли Божий закон, не повиновались Его заповедям, отвергали его напоминания. Древнееврейское слово, переведённое как «напоминания» (едут), буквально означает «свидетельства», а слово, переведённое как «напоминал» (уд), означает «свидетельствовал». Эту фразу можно было бы перевести как «свидетельства, которыми Ты свидетельствовал против них».
Стих 35. Хотя они были щедро благословлены при великом добре («по великой благости», Международное Библейское Общество) Господа, наслаждаясь в обширной и тучной земле, они не служили Богу, и не раскаивались в своих злых делах. Поэтому они заслужили то наказание, которое Бог послал им.
Стихи 36, 37. Осознав свою греховность и недостойность, иудеи возопили к Богу. Заслуживают внимания слова о том, что хотя теперь они жили в земле, которую дал им Бог, они не могли наслаждаться её добром («добрыми дарами», Международное Библейское Общество). Вместо этого они были рабами в своей земле, а её обильные произведения шли чужеземным царям. Нет сомнений, что молящийся имел в виду тяжёлые налоги, которые иудеи должны были платить персидским господам, которые владели и их жизнями (телами), и их скотом.
Некоторые комментаторы сомневаются, что иудеи стали бы так открыто жаловаться на своё «рабское» положение под властью персов, поскольку в книгах Ездры и Неемии о правящей персидской династии всегда говорится с дипломатической почтительностью. В связи с этим необходимо понимать, что (1) слова этой мольбы не предназначались для ушей персидского царя; (2) даже если бы тот узнал о них, эта мольба никак не угрожала его власти и не предполагала мятеж иудеев против него.
И, наконец, эта молитва была не жалобой на несправедливость, а исповеданием греха: иудеи сами подтвердили, что стали рабами чужеземных царей из-за своих грехов. Скорее, за их словами стояла мольба, чтобы Бог увидел их великое стеснение. Они надеялись, что увидев их страдание, Господь будет милостив к ним и поможет им.
Обещание хранить и соблюдать завет (9:38)
«По всему этому мы даём твёрдое обязательство и подписываем, и на подписи печать князей наших, и левитов наших и священников наших».
За молитвой в 9:6–37 последовало решение заключить «договор» (Международное Библейское Общество) с Богом. Этот «договор» подразумевал обновление завета, заключённого на горе Синай, а в главе 10 содержатся детали его ратификации. В еврейской Библии стих 9:38 является первым стихом главы 10.
Стих 38. Иудеи косвенно попросили Бога проявить к ним сострадание и милость, подобно тому, как Он часто поступал по отношению к их праотцам на протяжении всей истории израильского народа. Фраза «по всему этому» указывает на причину того, что собирались сделать иудеи. «Всё это» подразумевает верность и доброту Бога, несмотря на постоянное неповиновение израильтян, а также их нынешнее «великое стеснение» (9:37). Вспомнив свою историю как Божьего народа, это поколение иудеев решило заключить письменное соглашение. Они поклялись хранить завет и хотели подписать свои клятвенные обязательства. Печать этого документа будет хранить имена вождей народа. В главе 10 люди, подписавшие завет, названы по именам, а также указаны обязательства, которые взял на себя народ.
Важно понимать, что иудеи не заключали новое соглашение с Богом. Они подтверждали свою верность первому завету, под которым жили на протяжении всей своей истории. Согласно Исходу 19, после избавления израильтян от египетского рабства, Бог заключил с ними завет. Этот завет основывался не на том, что они сделали для Бога, а на Его милости по отношению к ним. Условия соглашения сводились к тому, что Бог будет благословлять израильтян, если они будут слушать Его голос и хранить Его завет. Народ согласился с этим, сказав: «Всё, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8). Этот завет определил дальнейшую историю Израиля. Когда народ был верен своим обещаниям, он был благословлён. Когда же они не повиновались Богу (что случалось намного чаще), оказывались под проклятием. И всё же, как мы видим из этой главы, Бог никогда не оставлял их. Вспомнив этот завет и признав свой грех в несоблюдении его заповедей, иудеи в дни Неемии поклялись делать то, что изначально обещали Богу их праотцы: слушать голос Бога и соблюдать Его заповеди.
Глава заканчивается обновлением клятвы Израиля хранить верность завету. И тогда предшествующий ему исторический экскурс предстаёт в совершенно другом свете. В договорах-соглашениях древнего Востока и в соглашениях, которые находятся в Библии (см. Исх. 19:4), прежде перечисления обязательств излагается история взаимоотношений сторон договора. В этом случае противопоставление праведности и доброты Бога и неверности Израиля создаёт предпосылки, необходимые для понимания, почему израильтянам было необходимо подтвердить свою решимость быть верными и послушными Богу.
Краткий обзор истории Израиля в Неем. 9 практически охватывает все книги Ветхого Завета, от Бытия до 4 Царств. Из этого можно предположить, что во времена Неемии иудеи были знакомы с этими книгами и относились к ним с почтением, какое полагалось богодухновенным писаниям. Библия Неемии (хотя в неё не вошли книги Ветхого Завета, написанные позднее), написанная на свитках на древнееврейском языке, вероятно, мало отличалась от нашей.