Образование как инвестиционная идея – основная тема нового номера «Финансиста». Аналитики «Фридом Финанс» и приглашенные эксперты провели тщательный разбор рынка образовательных услуг и его отдельных сегментов, а также подобрали самые перспективные инструменты для инвестиций. Журнал доступен по ссылке! А здесь вы можете заказать номер абсолютно бесплатно.
Создатель LinguaTrip и популярный блогер Марина Могилко в интервью журналу «Финансист» рассказала о том, как любовь к новым знаниям привела ее из Санкт-Петербурга в Кремниевую долину.
Марина, с чего начался ваш бизнес-путь?
Началось все в 2011 году, когда на четвертом курсе СПбГУ мы с моим будущим мужем Димой открыли компанию по обучению за рубежом. Тогда проект назывался MP Education, а в 2015 году мы его переименовали в LinguaTrip. Я сама несколько раз отправлялась учиться за границу, и это было очень нелегко в финансовом плане, так как у меня всегда был ограниченный бюджет. А в агентствах в то время брали за свои услуги $300, поэтому я сама писала в зарубежные школы, чтобы сэкономить. Мы же решили не брать комиссии с учеников, потому что получали комиссию со школ. С 2011 по 2013 год масштабировались офлайн. Открыли офис в Москве, пытались открыть еще один, но в итоге отказались, потому что это отнимает много сил и времени. И тогда поняли, что лучше сделать аналог booking.com в сфере обучения за рубежом — как минимум для российских студентов. Все привыкли ходить в офисы и подписывать договоры, а мы начали строить платформу, которая позволяла бы бронировать обучение онлайн.
Где взяли деньги на программистов?
До 2014 года бизнес приносил прибыль. Помню, как приходила в банк и снимала миллион рублей. Но это небольшие деньги, когда ты финансируешь разработку. В 2014-м стало тяжело: деньги кончились, рубль обвалился и люди стали меньше выезжать за границу. Дима пошел на работу в строительную компанию на зарплату 60 тыс. ₽.
Платформу строили медленно. Программисты трудились днем на основной работе, а вечером «кодили» для нас несколько часов. Мы смогли выдохнуть, когда один из них стал нашим бизнес-партнером, но все равно денег не хватало.
Решили сначала поискать инвестора в России. Нас взяли в акселератор SUMIT при ИТМО. Они не просили долю и не платили денег, но зато давали доступ к инвесторам и в принципе помогали с продуктом. Тем не менее дома реальных денег мы так и не «подняли». Нам часто говорили, что у нас «так себе идейка». Решили податься в акселераторы Англии, Европы, Америки. Однажды в Петербург приехал венчурный предприниматель, который помог нам попасть в известный американский акселератор 500 Startups. Мы созвонились с одним из менторов, которая только вернулась из Чили, где училась испанскому. Она искала школу через Tripadvisor и рассказала, как это было тяжело. Мы поговорили с ней в пятницу, а в понедельник нам выписали чек на $100 тыс. и взяли в акселератор. Мы были «ноунеймами» из Питера с продуктом для узкой целевой аудитории, а в итоге попали в Кремниевую долину, и наша жизнь полностью изменилась. Параллельно с поиском инвесторов я пыталась поступить в американские университеты. В декабре 2014-го начала вести блог на YouTube и рассказывать про свой путь, а когда мы переехали в США, контент «выстрелил». Все любят смотреть про Америку: что бы ты ни снимал, людям интересно. Удивительная страна! В 2016 году я поняла, что смогу осилить и второй блог — уже на английском, про обучение языку. А потом и третий — про жизнь в Кремниевой долине. Сейчас у всех трех блогов в общей сложности 6 млн подписчиков на YouTube. За моим самым большим каналом linguamarina следят более 4 млн человек.
Проект LinguaTrip остается флагманским?
Для Димы — да, он является его директором и развивает платформу. Я сосредоточилась на семье, у нас двое детей до двух лет, поэтому тяжело разрываться между бизнесом и семьей. Тем не менее я продолжаю работать несколько часов в день.
Как вы находите баланс между работой и личной жизнью?
Сейчас я стараюсь, чтобы у меня было не более двух рабочих часов в день. В основном это съемки, звонки, письма и т. д. Остальное время провожу с детьми. Больше работать пока не получается, потому что младшему ребенку всего шесть недель. Немного завидую мужу, который уезжает в офис утром и возвращается вечером, но и детей я тоже не хочу «пропустить».
Сложно ли из России запустить стартап на внешние рынки? Что для этого нужно?
В России много классных талантливых ребят, но есть три момента. Во-первых, это уровень английского. Кто тебе напишет классный текст на сайт? Можно выучить язык и хорошо на нем говорить, но без опыта жизни в стране хотя бы в течение трех-четырех лет тексты все равно получаются «не те». А ведь очень важно четко объяснить человеку, что ты хочешь ему предложить… Второй момент — международный эквайринг. Мы работаем через систему Stripe, но даже она не очень активно взаимодействует с компаниями из России. Третье — маркетинг: как сделать так, чтобы люди со всего мира покупали твой продукт. Это, наверно, самое сложное.
В 2017 году вы придумали платформу проверки текстов на английском Fluent Express. Как появилась идея?
Дима часто подходил ко мне и просил проверить свой текст на английском. Он приехал в Америку в 2015 году с уровнем языка Can I Get a Coffee, то есть не мог проводить переговоры с инвесторами, писать письма. В какой-то момент его постоянные просьбы меня достали, и мы разработали FIuent Express — сервис для проверки текстов носителями языка. Сейчас, например, свои посты в Instagram я проверяю через него.
Где нашли редакторов?
У нас есть сотрудник Джон — аккредитованный преподаватель английского. На первых порах он кинул клич по своим каналам, а сейчас мы пишем в закрытые каналы учителей английского. Также мы написали бота, который посылает им заявки: кто первый успел откликнуться, тот и взял текст на редактуру.
Вы планируете развивать эту платформу как самостоятельный бизнес?
Fluent Express себя окупает, но мы не делали на него ставку. Это просто «фича», которая решает конкретную проблему. Сейчас мы сфокусированы на онлайн-образовании.
Почему свои проекты вы строите вокруг образования?
У меня есть способность разбираться в разных вещах и раскладывать материал так, что он становится понятен всем. И еще я так зажигаюсь всем этим: обучением в зарубежных вузах, изучением английского, путешествиями,— что легко заряжаю других людей. Для меня образование — способ шагнуть в мир, о котором мечтаешь. Поэтому я верю в силу образования и важность его доступности. Когда ты нашел себя и можешь каждый день делать любимое дело — это тоже очень круто! Какой ваш навык больше всего пригодился в построении бизнеса? Я думаю, что ключ — это общение с людьми через призму того, чем ты можешь быть им полезен. Когда ты реально можешь приносить пользу, начинаешь понимать, как монетизировать свой продукт, контент или услугу. Если ты от души помогаешь решить проблему, это будет востребовано.
Ошибки совершали?
Я всегда немного боюсь. Моя история в Кремниевой долине — это во многом заслуга Димы. Раньше я была человеком-стандартом: окончить вуз, пойти работать в крупную компанию. И так все бы и было, если бы Дима не увел меня с этого пути. Еще мне не хватало видения. Залог успеха еще и в том, какие цели ты себе ставишь. Одно дело — прийти к инвестору со словами, что ты строишь мир будущего и платформу образования будущего. Другое дело — сказать, что разрабатываешь онлайн-платформу по обучению за рубежом. Почувствуйте разницу! Я слишком медленно шла к пониманию реальных масштабов нашего бизнеса. Дима это сразу понимал, в отличие от меня, и поэтому мы развивались быстрее. Еще важно научиться прислушиваться к себе и делегировать те направления, которые вам неинтересны или с которыми вы не справляетесь. Я очень долго была в «операционке», проверяла переписку сотрудников с клиентами, общалась со школами, хотя могла бы принести больше пользы на других направлениях. Как только я передала «операционку» другому человеку, мне сразу стало намного легче. Когда ты честен с собой, у тебя все получается гармоничнее.
Как пандемия повлияла на ваш бизнес?
Когда все начали говорить о ковиде в феврале прошлого года, мы решили проанализировать наши финансы. На тот момент месяц закрывался с более высокими показателями, чем годом ранее… А затем пошла волна отмен бронирований, и март, апрель, май оказались очень тяжелыми. В июне мы попытались переключить основную часть команды на другие продукты, с кем-то пришлось расстаться.
Сейчас бизнес постепенно восстанавливается, но до уровня 2019-го очень далеко. К тому же некоторые страны перестали давать визы или ввели карантин для въезжающих. Личная жизнь слабо изменилась. Вот переехали из города в дом, и я до сих пор удивляюсь: почему мы не сделали этого раньше?!
А что изменилось в образовании за полтора года?
Люди осознали, что онлайн-образование — это не только про «послушать курс», но и про знакомства. Появляется все больше live-курсов с упором на живое общение и обмен опытом с преподавателями и другими слушателями.
Мы этот тренд тоже учитываем в LinguaTrip. В Кремниевой долине появилось несколько крупных проектов, которые позиционируют себя исключительно как «Стэнфорд онлайн». Раньше люди платили за контент, сейчас — за доступ к крутому спикеру, общение с единомышленниками. Все поняли, что, возможно, со временем онлайн образование заменит те колледжи, которые не несут топовых знаний или не имеют доступа к топовым спикерам, как Стэнфорд или Гарвард. Мне кажется, через 18 лет останется несколько крупных университетов, а все остальные будут заменены онлайн курсами. И будет выбор: либо получать академические знания, либо прикладные и побыстрее идти реализовывать себя и свои мечты.
Говорят, сегодняшние дети сменят несколько профессий за свою жизнь и в основном это будут профессии, которые еще даже не изобретены. Согласны?
Сто процентов! Мы это видим уже сейчас. Мой знакомый сделал стартап, который позволяет найти работу креативным людям, фрилансерам. Всем нужен монтажер для YouTube или TikTok, и этот спрос родился недавно. Каждый человек должен будет определиться с базовым навыком, который он сможет использовать потом в разных сферах. Если вы маркетолог, то сначала делаете флаеры, потом запускаете рекламные кампании в Facebook, а сейчас делаете «прогревы» в сторис. То есть постоянно возникает что-то новое. Мне это безумно нравится, я сама регулярно прохожу какие-то курсы.
Вас кто-нибудь вдохновляет?
В разные периоды жизни я смотрю на разных людей. Сейчас мне очень нравится наблюдать за тем, что делает Ли Джин, экс-партнер инвестиционного фонда Andreessen Horowitz. Она взяла на себя смелость сказать, что есть поколение Creators — блогеров, которые реализуют новую американскую мечту, создавая контент и обеспечивая тем самым свою семью. Что интересно, для них нет никаких инструментов, нормальных сервисов. Никто не знает, как сводить бухучет блогера, как получить кредит в банке на создание контента. Экономику вокруг создателей контента Ли Джин назвала Creator Economy. У нее небольшой венчурный фонд, и она инвестирует в стартапы, которые помогают контентмейкерам решать их проблемы. Также она запустила свой обучающий курс, и я была среди 30 креаторов, которые его прошли. Этот курс включал всего три лекции, а потом у нас каждую неделю были собрания с представителями стартапов, питч-сессии. Было полезно: я начала понимать, как рассуждают американские инвесторы.
А как вы распоряжаетесь своими финансами?
Осторожность — мой основной принцип. У меня счета в нескольких брокерских компаниях. Один из них — это Vanguard, в нем мой портфель автоматизирован.
Я его завела в марте 2020 года, и каждую неделю на нем автоматически покупаются ETF на американский и международный рынок. Очень удобно! Доходность за год около 35%.
На счет другого брокера я покупаю только акции, там доходность около 30%. Я очень осторожно покупаю, у меня сейчас больше 50% — кэш, что, наверно в корне неправильно. Можно было бы купить облигации, например… Сейчас я также начинаю себя пробовать в роли «ангела»: проинвестировала в стартап первые $10 тыс. Еще я планирую в этом году купить инвестиционную недвижимость. В Кремниевой долине она удваивается в цене каждые 10 лет, и на этом можно построить нормальный денежный поток. Как раз присматриваю апартаменты.
Что бы вы посоветовали начинающим инвесторам?
Первое: занимайтесь тем, что вы любите. Я делала интервью с сооснователем Twitch Джастином Каном. Он разработал Twitch, потому что хотел стать популярным и транслировать свою жизнь онлайн, и делал продукт с друзьями на чистом энтузиазме. Потом стало ясно, что таких, как он, много и что это в основном аудитория геймеров. Его второй стартап решал какие-то юридические проблемы, но он им не горел. И хотя Джастину удалось заработать десятки миллионов долларов, проект все равно закрылся. Второе: будьте честны перед собой. Важно четко себе сказать: это — не мое! И это нормально. И да, вам будут говорить, что вы плохой руководитель, плохая мать и т. д., но когда вы себе не врете, тогда все эти комментарии пролетают мимо. Примите себя таким, какой вы есть, и уже потом двигайтесь вперед!
Команда «Фридом Финанс» — это признанные специалисты по фондовому рынку РФ и США. Откройте брокерский счет на нашем сайте, чтобы инвестировать в ведущие компании страны и мира.