Найти тему

Послание Имама Али (а)-9 («Шарх ахднаме Али»): военные дела

Послание Имама Али (а)-9 («Шарх ахднаме Али»): военные дела
Послание Имама Али (а)-9 («Шарх ахднаме Али»): военные дела

Заканчиваем публикование уникального перевода послания Имама Али ибн Абу Талиба Малику б. Аштару «Шарх-е ахднаме-и Али» («Толкование договора Али»). Это послание было опубликовано в Стамбуле в 1886-1887 гг. Когда Достопочтенный Али назначил Малика б. Аштара наместником в Египет, он вручил ему послание с изложением его взглядов по поводу управления страной.

ВОЕННЫЕ ДЕЛА

Отношения между наместником и войском

«Народ может стоять на ногах только благодаря армии и войску. Порядок в армии поддерживается благодаря средствам и материалам, собранным в качестве налогов. Существование армии и войска зависит от «кадиев, сборщиков налогов и писарей», потому что они разрешают недоразумения, возникающие при заключении договоров, защищают интересы государства и ведут дела частных лиц и государственных служащих. Даже в этом случае нужно защищать торговцев и ремесленников, которые выплачивают налоги, обеспечить единство и сплоченность этого слоя, потому что они оживляют рынок, создавая источники дохода и производят средства труда. Поэтому развитие торгово-ремесленного слоя возможно только благодаря милосердным, живущим в мире с народом, суровым в гневе, благородным, родовитым и честным торговцам и ремесленникам. Всевышний сказал: «Воистину, Аллах - Наилучший из дарующих удел» (сура «Аль-Хадж», аят 58), сообщив о том, что даже убогим и погрязшим в нужде беднякам предопределено их пропитание. В Священном Коране сказано: «Отдавай родственнику то, что ему полагается по праву, а также бедняку и путнику» (сура «Ар-Рум», аят 38), что указывает на необходимость обеспечения социальных гарантий, который обеспечили бы пропитание беднякам и нищим»[1].

Командующий и войско

«О Малик! Ты должен назначать военачальниками людей, которые верят в Аллаха и Его Посланника, остаются верными «обладателям власти» (улу-ль-амр) (Ахль аль-Бейт – прим. пер.), смело идут на врагов религии, протягивают руку милосердия беднякам и слабым, прекрасно знают военное дело и доказали это в военных сражениях[2].

Ты должен чувствовать близость ко всем подвластным тебе людям, обладающих благородством, известных своей храбростью, щедрых, благодетельных, родовитых, наделенных безграничным трудолюбием и усердием, и проявлять к ним внимание, потому что такие люди обладают усердием и щедростью[3].

С этих пор да будет тебе известно, что ты должен относиться к войску и вести себя с ним с теми же чувствами, с какими родители берут под крыло своих детей. Ты должен делать все, что только можешь, чтобы усилить армию, вовремя оказывать помощь, которую ты обязался оказывать, потому что, если ты проявишь верность заключенным договорам и данному тобой слову, ты добьешься симпатии и поддержки со стороны войска, ведь Аллах говорит: «Если кто выполняет обязательство и боится Аллаха, то ведь Аллах любит богобоязненных» (сура «Ал-и Имран», аят 76).

В таком случае ты не должен пренебрегать расспросами о малозначимых вещах, утверждая, что занимаешься более важными делами, потому что иногда войско может довольствоваться малой помощью, а иногда ты не можешь удовлетворить его и большой помощью. Самым приемлемыми военачальниками для тебя должны быть те, кто хорошо обращаются с войском и жертвуют своим имуществом, чтобы избавить их и членов их семей от трудностей. Поэтому войско может объединиться только вокруг идеи завоевания победы[4].

Потому что победа достигается благодаря предусмотрительности, предусмотрительность – благодаря использованию разума, а использование разума – благодаря сохранению тайны, ведь в Священном Коране содержится несколько заповедей, в которых говорится о том, что защита родины занимает место среди наиболее богоугодных деяний, а бежавшие с поля боя будут подвергнуты самым суровым наказаниям. Например, в суре «Ат-Тауба» говорится: «Выступайте в поход, легко ли это вам будет или обременительно, и сражайтесь на пути Аллаха своим имуществом и своими душами. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (сура «Ат-Тауба», аят 41).

Нужно быть милосердным к войску, не позволять военным покидать войско по окончании похода, терпимо относиться к их желаниям и просьбам, давать им хорошие наставления, рассказывать о проявленном ими на полях сражений героизме. Похвала в адрес проявленного ими усердия со словами «Воистину, Наше войско одержит победу» (сура «Ас-Саффат», аят 173) послужит средством для того, чтобы войско набралось храбрости, а страшащиеся боя вдохновились перед сражением. Особенно хорошо нужно следить за боевым духом войска, всерьез относиться к тревогам военачальников, не пренебрегать проблемами рядовых воинов, потому что неправильно было бы намеренно умалять значимое и преувеличивать незначимое»[5].

Мирное предложение

«Если враг не воюет с вами, а желает жить с вами в мире, и это предложение отвечает довольству Аллаха, его не следует отклонять. Аллах говорит: «Если же они отступили от вас, не стали сражаться с вами и предложили вам мир, то Аллах не открывает вам пути против них» (сура «Ан-Ниса», аят 90), потому что мир помогает сохранить войско, поддерживать безопасность в селениях, спокойно жить наместникам. Заключив мир, нужно доверять врагу, но не терять бдительности и всегда быть начеку, потому что враг только и ищет возможности застать своего противника врасплох и старается подобраться к вам поближе. Если ты будешь бдительным с врагом и будешь твердо следовать в направлении продолжительного мира, ты добьешься того, что враг будет смотреть на тебя с добрыми помыслами»[6].

Верность договорам

«О Малик! Ты должен следовать статьям заключенного тобой договора и выказывать в этом вопросе необходимую щепетильность. Аллах говорит: «Соблюдающие договора после их заключения… Таковы те, которые правдивы. Таковы те, кто богобоязненны» (сура «Аль-Бакара», аят 177). Если потребуется, ты должен пожертвовать своей жизнью ради того, чтобы сохранить эту вверенную тебе на хранение вещь (аманат), потому что люди бывают разные. Их желания различаются, взгляды разнятся. Все эти люди, обладающие разными особенностями, объединяются в верности договору, которая является одним из обязательных повелений Аллаха[7].

Аллах говорит: «А кто был верен тому, о чем он заключил завет с Аллахом, тому Он дарует великую награду» (сура «Аль-Фатх», аят 10). Даже многобожники, увидевшие суровые последствия вероломства, придают значение верности договору, заключенному с мусульманами, считают нарушение соглашения греховным и порочным деянием. В ответ на такое положение, ты должен не изменять заключенному договору и взятым на себя обязательствам. Ты никогда не должен отступаться от договора и обманывать хитростью врага во время его заключения. Никто не осмелится пойти против Аллаха. По этому пути могут пойти только невежды и беззаконники. Всевышний Аллах сделал заключенный тобой договор и возложенную на тебя ответственность необходимым условием милости, источником безопасности и причиной счастья[8].

О Малик! Подписанное тобой соглашение – это священный дом, живя в котором ты преполняешься благодати. Все ищут в нем приюта и собираются вокруг него. Поэтому ты должен не примешивать к заключенным тобой договорам хитрость и порок, и не заключать договоры, которые можно истолковывать любым образом. Аллах говорит: «Будьте верны завету с Аллахом, который вы заключили» (сура «Ан-Нахль», аят 91). Таким образом, ты не должен пользоваться скрытыми смыслами, чтобы даже нарушить договор, которому ты придал окончательный вид. Ты не должен вставать на путь разрешения возникших у тебя из-за заключенного с Аллахом завета затруднений несправедливым путем. Потому что терпеть трудности, которые ты решил облегчить и посчитал их исход благим, гораздо легче, чем предательство, хотя ты знаешь, что от наказания Аллаха нельзя будет спастись ни в этой жизни, ни в следующей»[9].

Несправедливое пролитие чужой крови

«О Малик! Остерегайся несправедливо убивать людей и проливать их кровь, потому что несправедливое пролитие чужой крови ведет к бедствиям, уничтожению благ, гневу Аллаха и краху государства. Аллах говорит: «Не убивайте душу, убивать которую Аллах запретил, если только у вас нет на это права. Если кто-либо убит несправедливо, то Мы уже предоставили его правопреемнику полную власть» (сура «Аль-Исра», аят 33).

Самая важная заповедь, о которой Аллах будет судить своих рабов в Судный день – это заповедь о человекоубийстве. Ты не должен поддаваться соблазну проливать запретную кровь ради укрепления своей власти, потому что это ослабляет твою власть, даже разрушает ее и уничтожает. Если ты убьешь человека несправедливо, твои оправдания не будут приняты ни перед Аллахом, ни в моих глазах, даже если ты не имел намерения убивать. Если с тобой случится какое-то происшествие, то во время наказания твой кнут, меч или рука не должны преступать границ, потому что иногда один удар кулаком или нечто большее может привести к смерти, а возмездие за произошедшее убийство падет на тебя. Исполнив наказание, тебе нужно отдать причитающееся по праву наследникам убитого. Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Вам предписано возмездие за убитых: свободный - за свободного, раб - за раба, женщина - за женщину. Если же убийца прощен своим братом, то следует поступить по справедливости и уплатить ему выкуп надлежащим образом. Таково облегчение от вашего Господа и милость» (сура «Аль-Бакара», аят 178).

В таком случае осуществляемая тобою власть не должна помешать тебе оказать эту помощь»[10].

ОКОНЧАНИЕ БЛАГОРОДНОГО ЗАВЕТА (АХД-И ШАРИФ)

«О Малик! Я прошу Всевышнего, чья милость безгранична и чье величие, и могущество объемлет все желания и просьбы, чтобы Он позволил нам с тобой двигаться в соответствии с Его благородным довольством. Пусть Он сподобит нас хороших отзывов со стороны народа. Пусть Он обеспечит сохранность наших прекрасных свершений в городах и селениях до самого Судного дня. Пусть Он позволит нам быть достойными безупречных благодеяний и всеобъемлющего прощения. Особенно я прошу, чтобы Он ознаменовал наш конец степенью мучеников и произнесением слов свидетельства (калима-и шахадат) на нашем последнем издыханье, потому что Достопочтенный Пророк говорит: «Узривший произошедшее с ним чудо, мученик желает вновь вернуться в этот мир, чтобы быть убитым десятикратно». Мы же лишь возвращаемся к Нему и страстно желаем этой встречи. Мир Посланнику Аллаха и его пречистому потомству!»[11].

Статья подготовлена по материалам переводов трудов Проф.Др. Хайдара Баша

В следующих статьях мы рассмотрим идеи и выводы на основе данного уникального договора. Ответим на вопросы к какой модели построения государства призывал Достопочтенный Али (к.в.), что лежит в основе данной модели.

Забегая наперед, имам Али (к.в.) создал уникальную устойчивую модель государства и экономики, разрешив вопросы всех слоев населения, и открыв путь к развитию, достатку и счастью каждого гражданина. Это модель сильного, независимого, самодостаточного государства.

[1] Ахд-наме. С. 19-20.

[2] Ахд-наме. С. 20.

[3] Ахд-наме. С. 21.

[4] Ахд-наме. С. 22.

[5] Ахд-наме. С. 23-24.

[6] Ахд-наме. С. 49.

[7] Ахд-наме. С. 49.

[8] Ахд-наме. С. 50.

[9] Ахд-наме. С. 51.

[10] Ахд-наме. С. 52-53.

[11] Ахд-наме. С. 57-59.