Найти в Дзене
Fashion Factory

Кейс выпускника: как запустить успешный бренд сумок без капитала

Оглавление

«Либо сейчас, либо никогда». Именно с этими словами Виктория Гнатовская уволилась с работы и решила запустить свой бренд. Свои первые сумочки Виктория шила из обрезков старой кожи для друзей. Прошло восемь лет, и сегодня у бренда GNATOVSKA клиенты по всей России и амбициозные планы по развитию продаж в Москве и Санкт-Петербурге. В интервью Виктория рассказала, как запускала бренд без стартового капитала и маленькими шагами шла к своей мечте из детства.

Были ли у вас другие идеи бизнеса, помимо моды? Почему выбрали моду?

Других идей бизнеса не было, это моя мечта с детства. Я всегда хотела заниматься именно сумками. Сначала думала о производстве обуви, обучалась в Москве. Присмотревшись, решила, что делать обувь — слишком тяжело, поэтому пока не рассматриваю развитие производства в этом направлении, решила заниматься сумками. Единственное, чего бы хотелось именно сейчас — добавить аксессуары. Ещё планирую развивать бренд одежды, который, скорее всего, отдам на аутсорс.

Кем вы работали и чем занимались до того, как решили открыть свой модный бизнес?

До начала своего бизнеса я работала дизайнером-разнорабочим — была конструктором и делала макеты, занималась украшениями и ручной вышивкой. По образованию я дизайнер.

В один момент я поняла: либо сейчас, либо никогда, и если сейчас я не уйду и не осмелюсь начать своё дело, то я никогда этого не сделаю.
-2

Хотелось именно свой бренд? Или скорее творческой реализации?

Желание открыть свой бренд было всегда. В какой-то момент я поняла, что могу либо дальше развиваться в компании, либо уйти и открыть своё дело. После этого я решилась. В первую очередь мне хотелось именно творческой самореализации.

-3

Каким был ваш подготовительный этап?

Когда я начинала, нигде в России, к сожалению, не было курсов по этому направлению. Обращалась к разным ресурсам: смотрела много видео на английском, скачивала книги. Пыталась понять, что за инструменты используются в производстве и как ими пользоваться. Потом я взяла первые заказы, купила кожу и фурнитуру в розницу. Сначала отшивала сумки для друзей и близких. Так я получила первую прибыль, на которую снова купила кожу. Так постепенно, маленькими шажками без капитала я создала бренд. После этого я сняла помещение и наняла одного сотрудника — так стартовал бизнес.

Как возникла идея пойти к нам на курс? Может, что-то стало «последней каплей», когда поняли, что не хватает информации?

Со временем поняла, что мне не хватает знаний для развития. Курсы Fashion Factory тогда только появились. Мне повезло, что был курс по конкретному направлению — по обуви и аксессуарам из кожи.

Не хотелось тратить время на более общие курсы с информацией, которую затруднительно применить на практике. В этом плане курс Fashion Factory был для меня идеален: многие из полученных от преподавателей знаний я использовала в реальности.

Мне кажется, в системе классического образования с этим большая проблема: в сфере моды всё постоянно меняется, и обновлять программы в университетах сложнее, чем небольшим коммерческим организациям, которые привлекают в качестве преподавателей непосредственно профессионалов из сферы.

-4

Как вы себе представляли трудности и радости своего бизнеса? Чего вы не предвидели в начале пути, в чём ошиблись?

Мне до сих пор сложно вести бизнес, поскольку я сочетаю функциональность и дизайнера, и бизнесмена. Было много ошибок, денежных и ресурсных потерь. В один момент я готова была вообще всё бросить! Было и два месяца ступора, поскольку мы не могли найти сотрудников. По моим ощущениям, с поиском специалистов сейчас действительно большая проблема: никто не хочет заниматься шитьём и вообще осваивать ручные профессии, все стремятся работать в digital. Сейчас нам наконец повезло: мы наняли хороших профессионалов и ускорили изготовление заказов — с двух месяцев сократили срок до двух-трех недель.

Была одна ошибка, которая дорого мне обошлась. Я решила организовать закупку через итальянского представителя, с которым я познакомилась на фабрике. Тогда я очень хотела итальянскую фурнитуру, но человек не очень добросовестно себя повёл, и я потеряла деньги. При оформлении заказа мы должны были оформить его со всеми таможенными данными, которые представитель мне долго не предоставлял — были трудности перевода. В итоге я потеряла около 90 тысяч рублей. Поэтому пока я делаю закупки через посредника, а не напрямую у иностранного поставщика. Так, конечно, дороже, но нет проблем с взаимопониманием.

-5

Как выстроены процессы продаж и продвижения?

Основные продажи происходят в Инстаграме. Нам удалось сформировать уникальное торговое предложение — индивидуальное изготовление изделий. Клиент может поучаствовать в творческом процессе: либо выбрать готовые сочетания, либо самостоятельно создать дизайн совместно со мной — я консультирую клиентов как дизайнер. Также мы добавили персонализацию.

В этом году с продажами сложнее, чем в прошлом: прошлой весной на карантине клиенты покупали сумки в больших количествах. Вероятно, покупки становятся более обдуманными. Есть ощущение, что клиент стал покупать более осознанно. В целом продажи зависят от сезонности — не могу сказать, что присутствует какая-либо стабильная тенденция.

У вас своё производство или аутсорс?

У меня свое небольшое производство, аутсорс я рассматриваю как вариант на будущее. Чтобы сделать партию сумок, мне нужно 50 штук одной единицы одного цвета. Но для этого нужно больше денег, а я пока что всю прибыль вкладываю в развитие бренда и улучшение материалов, поэтому не могу позволить себе аутсорс в большом количестве.

Где закупаете материалы?

Материалы я закупаю у российских поставщиков. Мы используем итальянские, немецкие, китайские, греческие и российские материалы.

-6

Сколько времени ушло на то, чтобы появился поток заказов? Раскрутка была именно через Инстаграм?

Я начинала в 2013 году, много времени посвящала самообучению. В 2015 году сняла помещение: тогда у меня была небольшая клиентская база в Ярославле. Раскрутка происходила в основном «ВКонтакте». Ещё я ездила на небольшие ярмарки, которые приносили мне клиентов.

Есть ли у вас сейчас команда или всё делаете сами? Расскажите, как удаётся многое успевать и растить проект?

У меня есть SMM-менеджер, который ведет Инстаграм, менеджер по заказам и фотограф на аутсорсе. Раньше мы сотрудничали с магазинами и присылали им изделия на реализацию. В один момент спрос превысил предложение, и тогда мы перестали этим заниматься.

В планах восстановить сотрудничество с московскими и петербургскими магазинами, которые давно хотят выставить на продажу наши сумки.

-7

Как удаётся сочетать творчество и бизнес-навыки? Помогает ли кто-нибудь в этом?

Финансовыми вопросами занимаюсь я сама. Сложно сочетать творчество, бизнес и финансы. Я люблю создавать продукт, мне нравятся съёмки.

Финансовая сторона нравится мне меньше, но я стараюсь приобретать знания и в этой области. Я бы могла делегировать обязанности людям из команды — это удобнее, но больше похоже на партнерство. Мне нравится ощущение, что я владею бизнесом полностью, поэтому я стараюсь учиться и прохожу курсы по ведению бизнеса и раскрутке бренда.

Мне подходит такой формат на текущей ступени развития бренда. В будущем я планирую делегировать финансовые обязанности специалисту и больше сконцентрироваться на творческой стороне процесса.

Где вы добываете полезную информацию для развития бизнеса?

Я стараюсь постоянно развиваться и искать курсы по направлениям, в которых я хочу совершенствоваться. Мне кажется, в моей сфере необязательно быть образованным во всём, но нужно иметь базовое понимание основных рекламных подходов — таргет, SEO-продвижение. В дальнейшем для реализации задач в бизнесе лучше найти специалист.

Я подписана на европейских блогеров и стилистов — Россия опаздывает в этом плане, поэтому для того, чтобы лучше понимать форматы презентации товара и его визуальных характеристик, я ориентируюсь на зарубежные источники.

Вот эти аккаунты советую для развития визуального вкуса:

@marianne_theodorsen

@la_chose_principale

@oraclefoxjournal

@elif.studios

@juliepelipas

@trend_buro_ru

-8

Если человек только планирует создать модный бизнес, как вы считаете, какая информация или действие помогут сделать проект коммерчески успешным?

Всё индивидуально: кто-то уже имеет стартовый капитал, а кто-то создаёт его с нуля.. Мне кажется, в моем случае без вдохновения ничего бы не вышло. Я много трудилась и самообучалась, горела мечтой. Если ты понимаешь, что это твоё, ты рано или поздно придёшь к результату. Но не стоит забывать, что это большой труд.

Запустите свой бренд сумок или аксессуаров!

На курсе вы пройдете все этапы от идеи до создания бренда сумок, рюкзаков или аксессуаров. Вас ждут лекции от основателей брендов и мастер-класс по съемке раскладок. Вы заберете с собой пошаговый план запуска, контакты производств и поставщиков.

-9