В истории Российской империи было много имен, достойных упоминания. Имя Петра Аркадьевича Столыпина – одно из них. Было время, когда он держал в своих руках будущее всей страны. Столыпина любили и ненавидели, воспевали и проклинали, ценили и оплевывали. Еще недавно его земельную реформу предавали анафеме, а «столыпинские галстуки» были излюбленной присказкой публицистов, обличавших «звериный оскал» царизма. Лишь в наше время Столыпину стали отдавать должное. Теперь его ставят в один ряд с Бисмарком, Черчиллем и даже Сталиным.
Примечательно, что смерть Столыпина обросла легендами и героическим ореолом. Как говорят, в тот злосчастный день в Киевском оперном театре смертельно раненный Столыпин перекрестил ложу Николая II со словами: «Счастлив умереть за царя!».
Начало карьеры: «блат» или способности?
Столыпин был человеком слова и чести. В его характере сочетались, казалось бы, несовместимые качества, способные разрушить личность. В нем прекрасно уживалась жестокость и разумность, при необходимости он был способен вынести смертный приговор или же шел на компромисс, когда усматривал в этом выход. При этом Столыпина всегда отличала твердость в убеждениях и высокая порядочность.
Начало его карьеры в должности губернатора Гродно, разумеется, не было счастливой случайностью. Аристократическое происхождение и статус землевладельца помогли Столыпину занять это место. Однако были у него и другие очевидные достоинства: Столыпин блестяще учился в университете, выделялся умом и высказывал передовые для своего времени мысли. Помимо этого будущий «премьер-министр» обладал личной харизмой.
Поэтому все дальнейшее продвижение по службе было уже личной заслугой Петра Аркадьевича. Он отлично проявил себя в Гродно и был переведен на должности губернатора в революционную и очень неспокойную Саратовскую губернию.
Дух революционного террора в те годы (начало русско-японской войны, революция 1905-1906 г.) витал в России повсеместно. Главы губерний были под прицелом, все равно, что смертники. Дом и семья Столыпина пережила множество покушений и в некоторых из них его дети получили серьезные увечья и ранения. Страна неслась в пропасть, теряя на ходу последние остатки спокойной жизни.
Саратовская губерния и корень всех бед
Именно здесь, в Саратове, будучи главой огромной губернии, Столыпин окончательно понял, в чем кроется и медленно зреет корень всех бед. Он видел оставшуюся не у дел, «продвинутую» и образованную молодежь, жаждущую социальных перемен, отдавал себе отчет в том, что повсеместно разрастается квазирелигиозный революционный идеализм, готовый к террористическим методам борьбы. Но самым опасным фактором, набирающим разрушительную мощь, Столыпин считал аграрное перенаселение. Из традиционной опоры трона обедневшие крестьяне превратились в серьезную внутреннюю угрозу.
Одним из показательных происшествий того времени стала «резня в Малиновке». Своего рода репетиция гражданской войны, весть о которой потрясла всю Россию.
Место Плеве свободно
Когда министр внутренних дел В.К. Плеве был убит террористами, Столыпину предложили занять его место. Это было предложение из тех, от которых не отказываются. Столыпин пошел на этот шаг, понимая, какую ношу на себя взваливает, и какой опасностью это грозит для него и его семьи. Вскоре он становится председателем Совета министров, и начинается активная и жесткая политика в отношении революционеров и террористов. Ускоряется военное делопроизводство в судах. Теперь смертные приговоры по «террористическим» статьям выносились за 24 часа. Разбойничать стало страшновато – до виселицы рукой подать. Россия успокоилась.
Россия могла стать как Европа, только круче
Многие считают, что со смертью Столыпина Россия упустила свой золотой шанс прочно встать на путь развития по европейскому типу. Если бы все задуманные им реформы были доведены до конца, наша страна смогла наслаждаться внутренним и внешним спокойствием. И все бы пошло иначе.
В самом деле, если бы Столыпин остался на месте председателя совета министров до 1914 года, он, возможно, смог бы вразумить Николая II и заставил бы его отказаться от участия в Первой мировой войне. Ведь, по сути, ее никто не хотел. Главы государств и политики плыли по течению, боялись «потерять лицо» и нарушить договоры о взаимной военной поддержке. Да и «империалистических» целей в этой войне у России особых не было – влияние на Балканах и «проливы» не стоили того, чтобы ввергать страну в грандиозную бойню.
Постскриптум
Представьте Россию, где не случилась ни Первой мировой, ни Февральская революция, ни Октября, ни Брестский мир, не возник Советский Союз и не было Второй мировой войны. Россия расцвела бы и стала благополучной европейской страной, но только больше и богаче. При таком развитии истории, Ленин умер бы в эмиграции и мы никогда не узнали бы его имени, То же самое с Гитлером. В лучшем случае он стал бы художником и сублимировался в творчестве. Да и Дмитрий Богров, застреливший Столыпина, никогда не стал бы знаменитым. Как жаль, что все пошло другим путем.
Более подробно можно узнать здесь - https://portal-kultura.ru/articles/opinions/335230-pervoy-mirovoy-voyny-ne-budet-mog-li-stolypin-povernut-istoriyu-po-drugomu/