Уверенно движемся к концу первого года – недавно сыну исполнилось 10 месяцев 🎁 Малыш кажется мне уже почти самостоятельным, он стал отстаивать свое право на самообслуживание и начал намного лучше проявлять эмоции и коммуницировать.
Многие малыши в этот период начинают самостоятельно стоять, и даже без опоры. Сын стоит уже давно – он начал держаться за опору с тех пор, как встал на четвереньки. Я думала, что к 10 он отпустит руки, тем более очень уверенно стоит. Но пока это его просто веселит: он отпускает бортик кровати или меня и радостно падает на спину.
Педиатры отмечают, что на 10-м месяце малыши могут проявить интерес к игре с бумагой: рвут ее, мнут и всячески шуршат. Я давно экспериментирую с разной бумагой, показываю как ее складывать, скатывать в шарик и так далее. Действительно, интерес появился в последние два месяца – особенно нравится мягкая упаковочная бумага из коробок с обувью.
Если раньше ребенок разбрасывал игрушки, сейчас он может начать складывать их, если предоставить соответствующую емкость. Моему сыну нравятся оба процесса, он очень старается запихнуть маленькие игрушки в кружку или покидать все разбросанное в коробку.
Малыш очень привязался и ко мне, и к отцу. Если мы находимся дома втроем, он начинает ползать от меня к нему – приглашая к игре сразу обоих. При этом он не сильно насторожен в кругу других людей, особенный восторг вызывают дети – и его возраста, и старше.
Он научился хорошо коммуницировать: я с легкостью понимаю, что ему нужно в конкретный момент (благо потребности пока не высокие). Он может показать, куда хочет перемещаться, может выбрать игрушку и принести, чтобы я с ним поиграла. Может и разрыдаться, сев на пол – это значит, устал, пора спать. Чтобы попросить еду он использует определенное слово – ЯИ! Причем использует давно, где-то с 5 месяцев. Впрочем, первое похожее на наш язык слово у нас тоже уже есть – ДАЙ!
Я не успеваю следить за его прогрессом, он очень быстро учится. Особенно его возмущает, когда мы ему помогаем: он отказывается есть, если я его кормлю, вырывает у меня из рук ложку и ест сам. Я уже отказалась от этой затеи и просто выдаю ему тарелку, ложку и мягкую пищу.
К самостоятельности добавилось и разнообразие в еде. Малыш хорошо переваривает и взрослую пищу. Может съесть, например, фрикадельки или оладьи. Спокойно ест мясо и птицу, если порезать маленькими и средними кусочками. Ежедневно ест фрукты и овощи, и в целом не привередлив, хотя начинает показывать свой вкус: например, недавно плевался баклажанами (ну что за мать, да? баклажаны же). В целом я не ограничиваю введение продуктов, пока не даю цитрусы и коровье молоко в больших объемах. Микропорции мы уже попробовали без последствий.
Ребенок находится на стадии самостоятельной игры и иногда так поглощен процессом, что иногда не замечает ничего вокруг. В частности, это дает мне возможность выпить чашку чая или поработать, даже длительно.
Подробнее о стадиях игры я уже писала:
Ему нравится открывать и закрывать шкафы, выдвигать полочки у тумбочек, играть с тканями. Интересует и взаимодействие предметов – он может пытаться совместить разные комплекты игрушек. Например, поставить мячик на башню из конструктора.
На улице мы начали использовать качели (особенно мне нравятся малышковые – со специальным креплением). Регулярно ходим кормить голубей и уток, сын пытается их поймать. Подозреваю, что весной можно будет смело идти в зоопарк.
Очень хорошо заходит музыка (у меня Яндекс. Станция и она практически не выключается), малыш начал танцевать уже самостоятельно, без меня. Двигается уже всем телом, в том числе "подпрыгивает" на ногах. Мне это кажется очень полезным для физического развития. Любимая песня: