Найти тему
Стив Май

Кадровый голод в школах

Я не аналитику или методику сейчас хочу опубликовать. Просто проблему осветить. Может, масштабы её.

Не так давно мне показали переписку в родительском чате. По понятным причинам спросить разрешения участников беседы я не могу, и публиковать скриншоты (даже цитаты) не буду. Своими словами передам.

Речь шла не о сборах на новые шторы, а о том, что дети с начала года не приступили к учёбе.

Не то, чтобы совсем не приступили. В школу ходят и даже какие-то оценки получают. Но каждый день у ребят 2-3 урока, некоторые предметы за всю четверть (она почти закончилась на момент написания статьи) не проводились ни разу. Нет русского языка и математики (тоже не совсем нет, но очень мало) - двух главных предметов, которые потом сдавать на ОГЭ.

Речь идёт не о какой-то сельской школе из глубинки Сибири. Это не самая худшая гимназия в мегаполисе.

Родители собирались пойти к директору школы.

Не знаю уж, чем там закончилось: пошли или нет. Но итог, мне кажется, очевиден в любом случае. К любому начальнику (школы, завода, ЖЭКа) надо идти с готовым предложением, в котором записаны конкретные сроки реализации и конкретные фамилии. А если этого нет то что сделает директор школы? Только руками сможет развести. Можно подумать, что директор не предпринимает меры к устранению проблемы, или не знает о наличии этой проблемы. Что, начнёт решать проблему эффективнее, как в анекдоте: "ты где?"-"на остановке, автобус жду?"-"жди быстрее"?

Такая ситуация не в одной школе. Там же, в чате отмечалось, что в других классах, в других школах по городу точно такая же ситуация. Я лично знаю учителей, которые в обход всех законов ведут по 40-50 часов, за себя и за того парня.

Кадров нет. Нет учителей. Некоторые болеют (сезон гриппа, ковид). Многие сбежали из школы, о чём я писал. Причины разные - от низкой зарплаты до неотменения ОГЭ.

Дефицит наблюдается в основном среди учителей русского языка и математики, хотя бывает, что годами пустуют места химиков, физиков, "иностранцев".

PS. Маленький момент аналитики. Довольно резко, но в целом позитивно:

План решения в общих чертах такой: "Плохим" учителям из педиснтитутов бесполезно давать хорошую методику, поэтому надо выдавить из школы "плохих" учителей, на их место поставить новых, пусть и не очень хороших, но не из педов, и их уже снабдить хорошей методикой. Первый этап мы наблюдаем - учителя "внезапно" пропали. Второй этап будет (и довольно скоро) в резком повышении зарплаты и привлекательности профессии вообще. И третий - в методической помощи (не забываем про "500+").