Как нас может мотивировать или демотивировать результат? Никак.
Нас могут демотивировать три вещи связанные с результатом.
1. Промежуточные результаты.
2. Результат предыдущего выполнения подобной задачи.
3. Наши ожидания относительно результата.
Рассмотрим немного подробнее.
1. Промежуточные результаты.
«Я уже неделю делаю зарядку и не ем после шести, а кубики пресса всё не появляются. Ерунда эта ваша программа похудения! Нужно купить чай для похудения.»
Для большинства само разочарование не представляет проблемы; но именно испытав разочарование – они самоустраняются. Разочарование – своего рода оправдание, к какому прибегают мелкие люди, чтобы оправдать свое стремление устраниться и наслаждаться легкой жизнью, вместо того чтобы трудиться и проходить испытания, без которых настоящие достижения невозможны. Брендон Берчард. Манифест мотиваций
Что делать?
- Не врите себе! За две недели кубики пресса не появятся.
- Отслеживайте прогресс.
- Сосредоточьтесь на процессе.
2. Результат выполнения подобной задачи.
Это так называемый «закон результата».
«Люди стремятся повторять то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением.»
Прошлый раз, когда вы перевели бабушку через дорогу, она дала вам 100 рублей (поблагодарила, накормила пирожками, погладила по голове, сказала, что молодёжь не такая плохая, как говорят… - у всех потребности разные). Если результат удовлетворил какую-то вашу потребность, например, в любви, вы и следующий раз переведёте бабушку через дорогу.
Хуже, если бабушку перевели, а потребность не удовлетворили и переводить никого больше не хочется, а нужно. II квадрат на рисунке ниже.
Что делать?
- Ищите другие мотивы.
- Ищите другие способы выполнения (делегирование, автоматизация)
- Добавьте вознаграждение от себя. «За сто бабушек куплю себе тортик.»
3. Наши ожидания относительно результата.
Ваши ожидания – ваши проблемы. А.С. Аршавин
Как бы неприятно это не звучало, но это факт.
Если мы считаем (сознательно или без), что результат и последующее вознаграждение удовлетворит наши потребности, то мы мотивированы больше. На этом основана теория мотивации Врума и подтверждает модель Портела-Лоулера.
Что делать?
- Не завышайте и не занижайте ожидания.
- Гарантируйте и страхуйте результат и вознаграждение.
Квадрат результата
Два последних пункта я изобразил в виде квадрата, части которого показывают состояние в предчувствии результата.
I квадрат – не знаем что получим и откладываем задачу.
II квадрат – знаем, что не получим ничего хорошего и расстроены.
III квадрат – знаем, что получи нечто хорошее и выполняем задачу.
IV квадрат – не знаем что получим, но в предвкушении хорошего.
Понятно, что идеальный квадрат III, но из других квадратов в него при желании можно перебраться.
Эта статья - часть книги о мотивации, которую я пишу в реальном времени и выкладываю в дзен-канал.
Содержание книги "Как выполнить любую задачу?"
#мотивация #саморазвитие #психология #советы #тайм-менеджмент #менеджмент #успех #продуктивность