Рынок SEO меняется постоянно и с большой скоростью. Тренды в нём появляются на основе изменений алгоритмов лидирующих поисковых систем и внедрения новых digital-инструментов. Следить за трендами 2021-2022 в SEO важно, еще более важно внедрять изменения в работу при SEO-продвижении сайтов. Раньше всё было гораздо проще: переспамить ключевиками, закупить ссылки, и ты в ТОПе. В настоящий момент нужно учесть большое количество факторов, которые помогут поднять сайт в ТОП-10 выдачи и удержать его там.
В этой статье мы рассмотрим, что в настоящий момент уже стало актуально и только набирает обороты.
Антифрод
Антифрод от англ. anti-fraud – борьба с мошенничеством. В нашем случае мы поговорим про антифрод в Яндексе – это определенные действия, которые находят мошенничество в поиске и принимают меры в борьбе с ними. Зачастую к антифроду причастны роботы, и Яндекс постепенно внедряет разные технологии борьбы с ними. Борьбу с накруткой поведенческих факторов Яндекс ведет уже довольно давно, в сентябре 2020 года она была снова активизирована. В настоящий момент тренд в борьбе с роботами вылилось в новое обновление Яндекс.Метрики – в систему определения роботов на сайте. Основная задача нововведения в более точном отделении визитов роботов от людей. При этом нужно понимать, что Яндекс.Метрика знает два вида роботов:
- Известные роботы, которых просто идентифицировать, например это роботы поисковых систем, которые выполняют те или иные задачи: YandexBot/3.0 (основной бот Яндекса), YandexImages/3.0 (робот картинок), Googlebot (Основной бот Google), AdsBot-Google (проверка качества рекламы), Googlebot-News (бот Google Новостей), Yahoo! Slurp (основной бот Yahoo) и др.
- Роботы, которые имитируют поведение реального пользователя. Чаще всего это может делаться с целью накрутки поведенческих факторов и искажения статистики. Такие роботы могут накручивать трафик, копировать поведение реальных покупателей путём совершения разных целевых действий: переходить по определенным поисковым фразам, кликать по ссылкам, класть товары в корзину, оформлять заказ и пр.
Нововведение в Яндекс.Метрике позволяет убирать из отчетов данные с роботами обоих типов с целью показа более точных данных по статистике сайта. Данные с известными роботами можно посмотреть в отчете «Роботы». Если ранее в настройках была включена фильтрация, то роботы продолжат фильтроваться (но иначе, т.к. алгоритм фильтрации поведенческих роботов был изменён) и будут доступны только данные без учёта роботов. Несмотря на все эти нововведения, вебмастеры жалуются на недочеты алгоритма, например, у некоторых весь трафик стал считаться полностью роботизированным, у других система определяет людей как роботов, а роботов как людей, поэтому ждем доработки нового функционала в Яндекс.Метрике.
Борьба с мошенническими сайтами и «некачественным бизнесом»
Первым звонком в данной борьбе стала зачистка Яндекс.Справочника – с конца августа начались перепроверки карточек с просьбой подтвердить адрес в Яндекс.Справочнике, предоставив договор аренды или документ собственника помещения, а также видеозапись, на которой видны фасад здания с адресом, вывеска с названием компании и интерьер офиса. На этом сотрудники Яндекса не остановились и решили ввести фильтр за «некачественный бизнес», а именно образовался тренд в борьбе с некачественными сайтами на основе жалоб и отзывов. Это может затронуть такие тематики как:
- YMYL-сайты;
- Казино, ставки и пр.;
- Мошеннические сайты и сайты с плохим сервисом.
И, как это обычно бывает, хорошие сайты данный фильтр уже задел. Позиции улетают за ТОП-50, при обращении в техподдержку Яндекса в ответе может прозвучать информация о том, что сайт был понижен из-за жалоб пользователей, а причина этого – недобросовестные действия со стороны сайта. По информации в ранжировании сайта Яндекс будет учитывать не только отзывы из Яндекс.Карт и жалобы пользователей из результатов поиска.
К слову, Google давно учитывает негативные отзывы, но теперь подключился и Яндекс. Всё это может привести к появлению бирж с отзывами, росту жалоб конкурентов друг на друга.
Свою лепту внесло и обновление Яндекс Proxima, которое задело сайты YMYL-тематик (медицинских, юридических, финансовых и пр.) и стало учитывать сигналы E-A-T (аналог от Google) – экспертность, авторитетность и доверие информации, размещенной на сайте. Поэтому теперь веб-мастерам нужно работать над качеством контента не только под Google, но и под Яндекс.
Y1
С обновлением Яндекса наиболее важным становится качественный контент. В основе новой версии поиска Y1 содержатся технологии YATI и YALM. YATI ищет информацию максимально близкую запросу по смыслу, а YALM отображает текст самой релевантной страницы. А если подходящего контента по запросу не будет найдено, тогда Яндекс сам его сгенерирует на основе большого количества информации с разных ресурсов. Важной задачей алгоритма стало понять суть документа и дать его пользователям без перехода на другие страницы. Теперь задачей оптимизаторов стало попадание в эти блоки ответов, т.к. основой трафик будет идти отсюда.
Чтобы попасть в блок быстрых ответов сайт должен быть качественным, а сама страница точно и четко отвечать на запрос.
Еще одно нововведение – поиск по видео. Это значит, что теперь, чтобы быстро найти информацию из ролика, необязательно его перематывать вручную, Яндекс сам найдёт информацию, проанализировав данные и покажет вам ответ на ваш вопрос. Чтобы привлечь дополнительный трафик с Яндекса и упростить пользователям поглощение информации, рекомендуется снимать качественные инструкции, а также следовать рекомендациям из справки Яндекса. Сейчас это работает только в мобильном поиске и для видео, которые отвечают на вопрос «как».
Снова вернёмся к отзывам. Яндекс с Y1 научился отличать поддельные отзывы от настоящих. Также теперь отзывы разделены по категориям, они лучше анализируются и отображают оценку в процентах.
Из всего вышесказанного про отзывы, очевидно, что они стали мощным влиянием на ранжирование сайта и владельцам бизнеса стоит потрудиться над тем, чтобы получить положительные отзывы клиентов.
В Y1 есть и умная камера, которая представлена в приложении Яндекса. Она позволяет с помощью фотографии быстро найти интересующий пользователя товар. Для того, чтобы «Умная камера» могла выдавать результаты вашего интернет-магазина, необходимо, помимо наличия качественного сайта, разместить изображения для всех товаров/услуг, а также внедрить семантическую разметку карточек товаров.
Core Web Vitals (пользовательский опыт)
Еще в мае 2020 года Google добавил в Search Console отчет по Core Web Vitals и постепенно его развивает, и добавляет новые данные (так было и в октябре 2021 года). Core Web Vitals содержит в себе новые факторы оценки качества сайта. Если выделить самые главные, то это будут:
- LCP (Largest Contentful Paint) – скорость загрузки основного и самого крупного контента (не дольше 2,5 секунд с начала загрузки);
- FID (First Input Delay) – время ожидания до первого взаимодействия пользователя с контентом. Должно быть не более 100 м/сек;
- CLS (Cumulative Layout Shift) – стабильность верстки и элементов, которые не препятствуют взаимодействию пользователя с контентом при загрузке содержимого. В идеале показатель должен быть не более 0,1.
Перечисленные факторы базируются на пользовательском опыте взаимодействия с сайтом, поэтому Google их так выделяет. Оценить данные факторы можно с помощью разных инструментов, например: Search Console, Page Speed Insights, Lighthouse, Chrome Dev Tools и другими.
Таким образом, вебмастерам необходимо стремится к тому, чтобы после того, как пользователь зашел на сайт, содержимое страницы быстро грузилось, взаимодействия совершались также быстро и для их совершения не было препятствий. Тренд реализации данных требований в Core Web Vitals продолжится и в 2022 году и скорее всего будут появляться новые метрики.
...
Окончание статьи «Анализ сайтов-конкурентов из поисковой выдачи» в нашем блоге: https://business-online.su/blog/aktualnye-trendy-v-seo-v-2021-2022/
...