Здравствуйте, дорогие читатели. Вопрос о происхождении городов, особенностях их развития и понятии “город” вообще стал волновать историков еще на рубеже XVIII – XIX веков. Чем дальше развивалась историческая наука, тем больше появлялось теорий и споров о происхождении средневековых городов, возникало все больше вопросов, дискуссий и исследований. И 50–е годы XX века появилась отдельная историческая дисциплина – урбанистическая медиевистика, изучающая рождение и историю средневековых городов. А в 1965 году Международным комитетом исторических наук была основана Международная комиссия по истории города. Несмотря на продолжающиеся дискуссии и исследования, в исторической науке все-таки пришли к определенному консенсусу в отношении происхождения средневековых городов. Эту точку зрения я сегодня вам и представлю. Приятного прочтения.
Теории происхождения средневековых городов
Изначально историков заводила в тупик средневековая терминология, применяемая для обозначения средневековых поселений, что делало дискуссионным вопрос о том, что нужно считать городом. Такие термины как burg – крепость {нем.}, vie – быт, образ жизни {фр.}, civitas – государство {лат.}, наделали немало шума в исследовательской среде. К этим вопросам добавились споры о том, что можно считать конкретным признаком города: крепость, наличие городских стен, применение городского права, самоуправление и т.д.
Пытаясь ответить на эти вопросы, ученые в XIX и XX вв. выдвигали различные теории происхождения городов.
«Романистическая» теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые города и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов.
О. Тьерри и Ф. Гизо, резко противопоставивших средневековый город феодальному сословию. Само происхождение горожан отличало их, по мысли Тьерри, от феодалов: горожане Франции происходили от галло-римского населения античных муниципиев, тогда как феодалы были потомками завоевателей-франков.
Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права.
«Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сельской общины-марки.
Работами К. Лампрехта и его сподвижников был внесен «деловой» подход, который определял город исходя из численности населения и своеобразия организации производства и торговли.
«Буртовая» теория (Кейтген, Мэтланд) усматривала зерно города в крепости-бурге и буртовом праве {городском праве}.
«Рыночная» теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.
Все эти теории отличались односторонностью, так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.
Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объединить «буртовую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта — бурга.
Вебер полагал, что понятие города складывается из нескольких конкретных признаков: укрепление, рынок, суд и собственное право, «внутренняя связь» и вытекающая из этого по крайней мере частичная автономия и участие горожан в управлении.
Для Г. В. Эбеля признаком города было сословное состояние горожан: в городе, подчеркивал он, создается сословие нового типа, основанное не на принципе происхождения, а на профессиональной принадлежности, сословие свободных людей — горожан.
Другое решение проблемы было предложено К. Хаазе, который подчеркивал, что город — не крепость, а прежде всего «хозяйственный феномен», характеризующийся развитием экономики, основанной на разделении труда и на интенсификации сельскохозяйственного производства.
Бельгийский историк А. Пиренн отводил определяющую роль в возникновении городов - купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе возникали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн также игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов.
Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города был отвергнут многими историками.
Объяснения предлагались во множестве, но каждое из этих объяснений было исключительным и однозначным: либо прямой переход от античного города к средневековому, либо общинная теория, либо поселение купцов. И, естественно, против каждой из этих теорий можно было всегда выдвинуть обильный фактический материал, поскольку всегда можно найти города, возникшие заново и не восходящие к античным центрам, или города, не выросшие из купеческих поселений, или — не имеющие отношения к сельским общинам.
Сегодня многие зарубежные и отечественные историки разделяют концепцию возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товарных отношений, социальной и политической эволюции общества.
Возникновение феодального города
Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия «городскими делами», т.е. делами, связанными с рынком.
Иногда, особенно в Италии и Южной Франции, это были административные, военные и церковные центры, нередко располагавшиеся на территории старых римских городов, которые возрождались к новой жизни — уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.
Концентрация населения в подобных центрах, в том числе феодалов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей королевской и местной администрации, создавала благоприятные условия для сбыта ремесленниками своих изделий.
Но чаще, особенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Селились они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мостов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие «рыночные местечки» при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыночной деятельности также превращались в города.
Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцузских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока.
В X—XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Франции, в Нидерландах, в Англии и Германии — по Рейну и верхнему Дунаю.
Позднее, в XII—XIII вв., выросли феодальные города на северных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княжествах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее.
Распределение городов на территории Европы было неравномерным.
Рост средневековых городов в X—XI вв. стал особенно интенсивным и привел к важному качественному сдвигу в развитии общества.
Зарождение капиталистических отношений в городах
Товарные отношения — производство на продажу и обмен, — концентрируясь в городах, стали играть огромную роль в развитии производительных сил не только в самом городе, но и в деревне. Натуральное хозяйство крестьян и господ постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения, появлялись условия для развития внутреннего рынка на основе дальнейшего разделения труда, специализации отдельных районов и отраслей хозяйства.
Само товарное производство средних веков не следует отождествлять с капиталистическим. В отличие от капиталистического простое товарное производство было основано на личном труде мелких, обособленных непосредственных производителей — ремесленников, промысловиков и крестьян, которые не эксплуатировали в широких масштабах чужой труд.
При таком характере производства и рынка все товарное хозяйство при феодализме в целом также являлось простым.
Простое товарное хозяйство возникло и существовало, как известно, еще в античную эпоху.
Основной задачей считалось не производство прибавочного продукта и завоевание новых рынков сбыта, а простое воспроизводство и поддержание уровня жизни, соответствующего социальному статусу.
Таким образом, город вписывался в общую экономическую систему Средневековья, был ее необходимым составным элементом, но вместе с тем — колыбелью, в которой вызревали и росли новые хозяйственные силы.
Город противостоит деревне экономически не только и даже не столько тем, что он производит иную продукцию, но тем, что он производит ее иначе — руками специализированных мастеров.
Именно в этом смысле городской труд Средневековья является подготовительной школой для капиталистического способа производства. В таких ремесленных центрах создается, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, совершенно новая для Средневековья общественная группировка — постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.
Именно «наемная» сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемного работника имели за собой будущее.
Лишь на определенном этапе феодальной системы, по мере развития предпринимательства, накопления капитала, отделения мелких самостоятельных производителей от средств производства и превращения рабочей силы в товар в массовом масштабе простое товарное хозяйство стало перерастать в капиталистическое. До этого времени оно оставалось неотъемлемым элементом экономики и социального строя феодального общества, так же как средневековый город — главным центром товарного хозяйства этого общества.
Как выглядел средневековый город, и кто в нем жил
Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники, огородники, промысловики. Значительные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе обслуживанием рынка: матросы, возчики и носильщики, трактирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники.
Наиболее представительной частью горожан были профессиональные торговцы из местных жителей и их верхушка — купцы.
В крупных городах, особенно политико-административных центрах, обычно жили феодалы со своим окружением, представители королевской и сеньориальной администрации — служилая бюрократия, а также нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов и другие представители нарождающейся интеллигенции. Во многих городах заметную часть населения составляло черное и белое духовенство.
Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3—5 тыс. жителей. Даже в XIV—XV вв. большими считались города с 20—30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышающее 80—100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан, Венеция, Флоренция, Кордова, Севилья).
Города отличались от окружающих деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рвами и высокими каменными, реже деревянными, стенами, с башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Ворота на ночь закрывались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозорные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение.
Центральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с которой обычно располагались городской собор, а там, где было самоуправление горожан, — еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко селились по соседству.
Дома, часто деревянные, тесно примыкали друг к другу. В узкие и кривые улицы почти не проникали лучи солнца. Вследствие тесноты и антисанитарного состояния в городах вспыхивали особенно опустошительные эпидемии, часто случались пожары.
Городской воздух делает свободным
Средневековый город возникал на земле феодала и поэтому должен был ему подчиняться. В руках последнего сосредоточивалась вся городская власть, город становился как бы его коллективным вассалом или держателем. Феодал был заинтересован в возникновении городов на своей земле, так как городские промыслы и торговля давали ему немалый доход.
Стремление феодалов извлечь из города как можно больше доходов неизбежно привело к коммунальному движению: так принято называть борьбу между городами и сеньорами, происходившую повсюду в Западной Европе в X—XIII вв. Сначала горожане боролись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Затем встали и политические задачи: обретение городского самоуправления и прав.
Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами — в данной области, стране, международными — и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы.
В Южной Франции горожане добились, в основном без кровопролития, независимости уже в IX—XII вв.
Многие города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Сьена, Флоренция, Лукка, Болонья и другие — в Х1-ХП вв. стали городами-государствами. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана — центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию.
История коммунального движения Милана переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, — с выступлениями вальденсов и особенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, разрушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце XI в. город получил статус коммуны.
В Германии аналогичное коммунам положение заняли в XII— XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских городов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками - Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др. Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.
Многие города Северной Франции - Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бовэ, Суассон - и Фландрии - Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас - в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами-коммунами.
Но так получалось не всегда. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий сеньориальный режим, вплоть до убийства горожан. Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный налог, уничтожение права «мертвой руки»), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невыгодной и, дав взятку королю, добился ее отмены. Горожане восстали, разграбили дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили. Король вооруженной рукой восстановил в Лане старый порядок, но в 1129 г. горожане подняли новое восстание. Долгие годы шла затем борьба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Управлять городом стали его судьи и чиновники.
Вообще немало городов, даже весьма значительных и богатых, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью.
Немало городов целиком под властью сеньориальной администрации. Это, в частности, характерно для городов, принадлежавших духовным сеньорам, которые особенно тяжко угнетали своих горожан.
Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями. Сами города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили местные городские интересы.
Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньорами в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. В средневековой Европе победило правило, согласно которому бежавший в город зависимый крестьянин, прожив там определенный срок - по обычной тогда формуле — «год и день» - также становился свободным. «Городской воздух делает свободным», — гласит средневековая пословица.
Для написания статьи использована следующая литература:
1. История Средних веков: В 2 т. Т. I: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 6-е издание. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд-во «Печатные Традиции», 2008. — 681 с. — (Классический университетский учебник).
2. Ястребицкая A. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: 1995. — 416 с.
3. Стоклицкая-Терешкович В. В. Основные проблемы истории средневекового города X— XV вв. Издательство социально-политической литературы. – М.: 1960.
4. Лекционный материал по курсу “Средние века. Ч.1”.
Спасибо за внимание.