Найти в Дзене

Теории происхождения средневековых городов, или почему “городской воздух делает свободным”?

Здравствуйте, дорогие читатели. Вопрос о происхождении городов, особенностях их развития и понятии “город” вообще стал волновать историков еще на рубеже XVIII – XIX веков. Чем дальше развивалась историческая наука, тем больше появлялось теорий и споров о происхождении средневековых городов, возникало все больше вопросов, дискуссий и исследований. И 50–е годы XX века появилась отдельная историческая дисциплина – урбанистическая медиевистика, изучающая рождение и историю средневековых городов. А в 1965 году Международным комитетом исторических наук была основана Международная комиссия по истории города. Несмотря на продолжающиеся дискуссии и исследования, в исторической науке все-таки пришли к определенному консенсусу в отношении происхождения средневековых городов. Эту точку зрения я сегодня вам и представлю. Приятного прочтения. Теории происхождения средневековых городов Изначально историков заводила в тупик средневековая терминология, применяемая для обозначения средневековых поселен
Оглавление

Здравствуйте, дорогие читатели. Вопрос о происхождении городов, особенностях их развития и понятии “город” вообще стал волновать историков еще на рубеже XVIII – XIX веков. Чем дальше развивалась историческая наука, тем больше появлялось теорий и споров о происхождении средневековых городов, возникало все больше вопросов, дискуссий и исследований. И 50–е годы XX века появилась отдельная историческая дисциплина – урбанистическая медиевистика, изучающая рождение и историю средневековых городов. А в 1965 году Международным комитетом исторических наук была основана Международная комиссия по истории города. Несмотря на продолжающиеся дискуссии и исследования, в исторической науке все-таки пришли к определенному консенсусу в отношении происхождения средневековых городов. Эту точку зрения я сегодня вам и представлю. Приятного прочтения.

Теории происхождения средневековых городов

Изначально историков заводила в тупик средневековая терминология, применяемая для обозначения средневековых поселений, что делало дискуссионным вопрос о том, что нужно считать городом. Такие термины как burg – крепость {нем.}, vie – быт, образ жизни {фр.}, civitas – государство {лат.}, наделали немало шума в исследовательской среде. К этим вопросам добавились споры о том, что можно считать конкретным признаком города: крепость, наличие городских стен, применение городского права, самоуправление и т.д.

Крепость Каркассон. Фото взято из Яндекс.Картинки.
Крепость Каркассон. Фото взято из Яндекс.Картинки.

Пытаясь ответить на эти вопросы, ученые в XIX и XX вв. выдвигали различные теории происхождения городов.

«Романистическая» теория (Савиньи, Тьерри, Гизо, Ренуар), которая строилась главным образом на материале романизированных областей Европы, считала средневековые го­рода и их учреждения прямым продолжением поздних античных городов.

О. Тьерри и Ф. Гизо, резко противопоставивших средневековый город феодальному сословию. Само происхождение горожан отличало их, по мысли Тьерри, от феодалов: горожане Франции происходили от галло-римского населения античных муниципиев, тогда как феодалы были потомками завоевателей-франков.

Галльская деревня. Декорации к фильму. Фото взято из Яндекс.Картинки.
Галльская деревня. Декорации к фильму. Фото взято из Яндекс.Картинки.

Согласно «вотчинной» теории (Эйхгорн, Нич), город и его институты развивались из феодальной вотчины, ее управления и права.

«Марковая» теория (Маурер, Гирке, Белов) выводила городские учреждения и право из строя свободной сель­ской общины-марки.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Работами К. Лампрехта и его сподвижников был внесен «деловой» подход, который определял город исходя из численности населения и своеобразия организации производства и торговли.

«Буртовая» теория (Кейтген, Мэтланд) усмат­ривала зерно города в крепости-бурге и буртовом праве {городском праве}.

«Рыноч­ная» теория (Зом, Шредер, Шульте) выводила городское право из рыночного права, действовавшего в местах, где велась торговля.

Средневековый рынок. Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Средневековый рынок. Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Все эти теории отличались односторонностью, так и не объяснили, почему большинство вотчинных центров, общин, замков и даже рыночных местечек так и не превратились в города.

Немецкий историк Ритшель в конце XIX в. попытался объеди­нить «буртовую» и «рыночную» теории, видя в ранних городах поселения купцов вокруг укрепленного пункта — бурга.

Вебер полагал, что понятие города складывается из нескольких конкретных признаков: укрепление, рынок, суд и собственное право, «внутренняя связь» и вытекающая из этого по крайней мере частичная автономия и участие горожан в управлении.

Для Г. В. Эбеля признаком города было сословное состояние горожан: в городе, подчеркивал он, создается сословие нового типа, основанное не на принципе происхождения, а на профессиональной принадлежности, сословие свободных людей — горожан.

Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Другое решение проблемы было предложено К. Хаазе, который подчеркивал, что город — не крепость, а прежде всего «хозяйственный феномен», характеризующийся развитием экономики, основанной на разделении труда и на интенсификации сельскохозяйственного производства.

Бельгий­ский историк А. Пиренн отводил определяющую роль в возникновении го­родов - купечеству. Согласно этой «торговой» теории, города в Западной Европе воз­никали первоначально вокруг купеческих факторий. Пиренн так­же игнорирует роль отделения ремесла от сельского хозяйства в возникновении городов.

Тезис Пиренна о чисто торговом происхождении города был отвергнут многими историками.

Объяснения предлагались во множестве, но каждое из этих объяснений было исключительным и однозначным: либо прямой переход от античного города к средневековому, либо общинная теория, либо поселение купцов. И, естественно, против каждой из этих теорий можно было всегда выдвинуть обильный фактический материал, поскольку всегда можно найти города, возникшие заново и не восходящие к античным центрам, или города, не выросшие из купеческих поселений, или — не имеющие отношения к сельским общинам.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Сегодня многие зарубежные и отечественные историки разделяют концепцию возникновения феодального города именно как следствия общественного разделения труда, развития товар­ных отношений, социальной и политической эволюции общества.

Возникновение феодального города

Конкретно-исторические пути возникновения городов весьма разнообразны. Уходившие из деревень крестьяне и ремесленники селились в различных местах в зависимости от наличия благоприятных условий для занятия «городскими делами», т.е. делами, связанными с рынком.

Иног­да, особенно в Италии и Южной Франции, это были админи­стративные, военные и церковные центры, нередко располагав­шиеся на территории старых римских городов, которые возрож­дались к новой жизни — уже в качестве городов феодального типа. Укрепления этих пунктов обеспечивали жителям необходимую безопасность.

Концентрация населения в подобных центрах, в том числе фео­далов с их слугами и свитой, духовных лиц, представителей коро­левской и местной администрации, создавала благоприятные ус­ловия для сбыта ремесленниками своих изделий.

Но чаще, осо­бенно в Северо-Западной и Центральной Европе, ремесленники и торговцы селились вблизи больших вотчин, усадеб, замков и монастырей, обитатели которых приобретали их товары. Сели­лись они у пересечения важных дорог, у речных переправ и мос­тов, на берегах удобных для стоянки кораблей бухт, заливов и т.п., где издавна действовали традиционные торжища. Такие «ры­ночные местечки» при значительном росте их населения, наличии благоприятных условий для ремесленного производства и рыноч­ной деятельности также превращались в города.

Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Раннему возникновению и росту итальянских и южнофранцуз­ских городов способствовали также торговые связи этих областей с более развитыми в то время Византией и странами Востока.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

В X—XI вв. стали возникать феодальные города в Северной Фран­ции, в Нидерландах, в Англии и Германии — по Рейну и верхне­му Дунаю.

Позднее, в XII—XIII вв., выросли феодальные города на север­ных окраинах и во внутренних областях Зарейнской Германии, в Скандинавских странах, в Ирландии, Венгрии, дунайских княже­ствах, т.е. там, где развитие феодальных отношений происходило медленнее.

Распределение городов на территории Европы было неравно­мерным.

Рост средневековых городов в X—XI вв. стал особенно интен­сивным и привел к важному качественному сдвигу в развитии общества.

Зарождение капиталистических отношений в городах

Товарные от­ношения — производство на продажу и обмен, — концентриру­ясь в городах, стали играть огромную роль в развитии производи­тельных сил не только в самом городе, но и в деревне. Натураль­ное хозяйство крестьян и господ постепенно втягивалось в товарно-денежные отношения, появлялись условия для развития внутреннего рынка на основе дальнейшего разде­ления труда, специализации отдельных районов и отраслей хо­зяйства.

Само товарное производство средних веков не следует отожде­ствлять с капиталистическим. В отличие от капиталистического простое товарное производство было основано на личном труде мелких, обособленных непосредственных производителей — ремесленни­ков, промысловиков и крестьян, которые не эксплуатировали в широких масштабах чужой труд.

При таком характере производства и рынка все товарное хозяйство при феодализме в целом также являлось простым.

Простое товарное хозяйство возникло и существовало, как извест­но, еще в античную эпоху.

Средневековая ремесленная мастерская. Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Средневековая ремесленная мастерская. Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Основной задачей считалось не производство прибавочного продукта и завоевание новых рынков сбыта, а простое воспроизводство и поддержание уровня жизни, соответствующего социальному статусу.

Таким образом, город вписывался в общую экономическую систему Средневековья, был ее необходимым составным элементом, но вместе с тем — колыбелью, в которой вызревали и росли новые хозяйственные силы.

Город противостоит деревне экономически не только и даже не столько тем, что он производит иную продукцию, но тем, что он производит ее иначе — руками специализированных мастеров.

Именно в этом смысле городской труд Средневековья является подготовительной школой для капиталистического способа производства. В таких ремесленных центрах создается, помимо влиятельного слоя цеховых мастеров, совершенно новая для Средневековья общественная группировка — постоянный рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.

Именно «наемная» сторона статуса подмастерья, его бытие в качестве наемного работника имели за собой будущее.

Мастер и подмастерье. Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Мастер и подмастерье. Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Лишь на определенном этапе феодальной системы, по мере развития предпринимательства, накопления капитала, отделения мелких самостоятельных производителей от средств производства и превращения рабочей силы в товар в мас­совом масштабе простое товарное хозяйство стало перерастать в капиталистическое. До этого времени оно оставалось неотъемле­мым элементом экономики и социального строя феодального об­щества, так же как средневековый город — главным центром то­варного хозяйства этого общества.

Как выглядел средневековый город, и кто в нем жил

Основное население городов составляли люди, занятые в сфере производства и обращения товаров: различные торговцы и ремесленники, огородники, промысловики. Значи­тельные группы людей были заняты продажей услуг, в том числе обслуживанием рынка: матросы, возчики и носильщики, трак­тирщики и содержатели постоялых дворов, слуги, цирюльники.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Наиболее представительной частью горожан были профессио­нальные торговцы из местных жителей и их верхушка — купцы.

В крупных городах, особенно политико-административных цент­рах, обычно жили феодалы со своим окружением, представители королевской и сеньориальной адми­нистрации — служилая бюрократия, а также нотариусы, врачи, преподаватели школ и университетов и другие представители на­рождающейся интеллигенции. Во многих городах заметную часть населения составляло черное и белое духовенство.

Занятия в университете. Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Занятия в университете. Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Размеры средневековых западноевропейских городов были весьма невелики. Обычно их население исчислялось 1 или 3—5 тыс. жи­телей. Даже в XIV—XV вв. большими считались города с 20—30 тыс. жителей. Только немногие из них имели население, превышаю­щее 80—100 тыс. человек (Константинополь, Париж, Милан, Ве­неция, Флоренция, Кордова, Севилья).

Севилья. Фото взято из Яндекс.Картинки
Севилья. Фото взято из Яндекс.Картинки

Города отличались от окружающих деревень своим внешним видом и плотностью населения. Обычно они были окружены рва­ми и высокими каменными, реже деревянными, стенами, с башнями и массивными воротами, которые служили защитой от нападений феодалов и нашествий неприятеля. Ворота на ночь закрывались, мосты поднимались, на стенах дежурили дозор­ные. Сами же горожане несли сторожевую службу и составляли ополчение.

-15

Цент­ральным местом в городе была рыночная площадь, рядом с кото­рой обычно располагались городской собор, а там, где было само­управление горожан, — еще и ратуша (здание городского совета). Люди одинаковых или смежных специальностей нередко сели­лись по соседству.

Ратуша. Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Ратуша. Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Дома, час­то деревянные, тесно примыкали друг к другу. В узкие и кривые ули­цы почти не проникали лучи солнца. Вследствие тесноты и антисанитарного состояния в горо­дах вспыхивали особенно опустошительные эпидемии, часто слу­чались пожары.

Фото взято из Яндекс.Картинки
Фото взято из Яндекс.Картинки

Городской воздух делает свободным

Средневековый город возникал на земле феодала и поэтому должен был ему подчиняться. В руках последнего сосредоточивалась вся городская власть, город становился как бы его коллек­тивным вассалом или держателем. Феодал был заинтересован в возникновении городов на своей земле, так как городские про­мыслы и торговля давали ему немалый доход.

Стремление феодалов извлечь из города как можно больше дохо­дов неизбежно привело к коммунальному движению: так принято называть борьбу между городами и сеньорами, происходившую повсюду в Западной Европе в X—XIII вв. Сначала горожане боро­лись за освобождение от наиболее тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов сеньора, за торговые привилегии. Затем встали и политические задачи: обретение городского само­управления и прав.

Картинка взята из Яндекс.Картинки
Картинка взята из Яндекс.Картинки

Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами — в данной области, стране, международными — и была важной составной частью политической жизни средневеко­вой Европы.

В Южной Франции горо­жане добились, в основном без кровопролития, независимости уже в IX—XII вв.

Многие города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Сьена, Флоренция, Лукка, Болонья и другие — в Х1-ХП вв. ста­ли городами-государствами. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана — центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию.

Милан. Картинка взята из Яндекс.Картинки
Милан. Картинка взята из Яндекс.Картинки

История коммунального движения Милана переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, — с выступлениями вальденсов и осо­бенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, раз­рушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце XI в. город получил статус коммуны.

В Германии аналогичное коммунам положение заняли в XII— XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских го­родов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками - Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др. Они управлялись городскими сове­тами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

Многие города Северной Франции - Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бовэ, Суассон - и Фландрии - Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас - в результате упорной, часто воору­женной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами-коммунами.

Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Но так получалось не всегда. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий сеньориальный режим, вплоть до убий­ства горожан. Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный на­лог, уничтожение права «мертвой руки»), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невы­годной и, дав взятку королю, добился ее отмены. Горожане вос­стали, разграбили дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили. Король во­оруженной рукой восстановил в Лане старый порядок, но в 1129 г. горожане подняли новое восстание. Долгие годы шла затем борь­ба за коммунальную хартию с переменным успехом: то в пользу города, то в пользу короля. Лишь в 1331 г. король с помощью многих местных феодалов одержал окончательную победу. Уп­равлять городом стали его судьи и чиновники.

Город Лан, Франция. Фото взято из Яндекс.Картинки.
Город Лан, Франция. Фото взято из Яндекс.Картинки.

Вообще немало городов, даже весьма значительных и богатых, не могли добиться полного самоуправления. Это было почти общим правилом для городов на королевской земле, в странах с относительно сильной центральной властью.

Немало городов целиком под властью сеньориальной ад­министрации. Это, в частности, характерно для городов, принад­лежавших духовным сеньорам, которые особенно тяжко угнетали своих горожан.

Права и вольности, получаемые средневековыми горожанами, во многом были сходны с иммунитетными привилегиями. Сами города составляли замкнутые кор­порации и превыше всего ставили местные городские интересы.

Картинка взята из Яндекс.Картинки.
Картинка взята из Яндекс.Картинки.

Одним из важнейших результатов борьбы городов с их сеньора­ми в Западной Европе было то, что подавляющее большинство горожан добилось освобождения от личной зависимости. В сре­дневековой Европе победило правило, согласно которому бежав­ший в город зависимый крестьянин, прожив там определенный срок - по обычной тогда формуле — «год и день» - также стано­вился свободным. «Городской воздух делает свободным», — гла­сит средневековая пословица.

Для написания статьи использована следующая литература:

1. История Средних веков: В 2 т. Т. I: Учебник / Под ред. С.П.Карпова. — 6-е издание. — М.: Изд-во Моск. ун-та: Изд-во «Печатные Традиции», 2008. — 681 с. — (Классический университетский учебник).

2. Ястребицкая A. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. Учебное пособие. М.: 1995. — 416 с.

3. Стоклицкая-Терешкович В. В. Основные проблемы истории средневекового города X— XV вв. Издательство социально-политической литературы. – М.: 1960.

4. Лекционный материал по курсу “Средние века. Ч.1”.

Спасибо за внимание.