Найти тему

Сторителлинг - упаковка вместо Смыслов? ч. 3/3

художник Хамид Савкуев
художник Хамид Савкуев

Откровенные лозунги коучей Сторителлинга типа «Я люблю подвиги и большие поступки, люблю их совершать!», «Мы лучшие!» говорят о том, что их авторы перестали придавать словам должный смысл, они легко жонглируют эффектными фразами, без опоры на внутренний контекст, без переживания их смыслов.

Не могу даже представить, чтобы подобные слова (прекрасные на самом деле «по модулю») смог бы выдавить из себя какой-нибудь реальный, «живой», а не плоский мэтр (например покойный В. Соломин или В. Гафт, А. Фрейндлих, или М. Ширвинд, дай бог ему здоровья и долгих лет!).

Настоящее развитие невозможно без давления. Только тогда графит становится алмазом. А здесь «я не люблю, когда на меня давят». Да понятно, никто не любит. Просто некоторые сразу верещат, а некоторые сначала пытаются разобраться, прислушаться - может и есть что-то, что следовало бы в себе раздавить.

Раньше говорили «наглость – второе счастье». Сегодня что-то редко слышится это поговорка, увы, планочка опустилась. Теперь это называется «свободой и раскрепощенностью», этим готовы делиться. За хорошие деньги. Это востребовано. Безо всяких там смыслов. От этого просто тошнит. Ничего личного, бизнес. Понятно. Но тошнит. Другие камертоны, извините.

-2

Без зависти. Лучше быть всю жизнь зажатым, чем вот так расслабленным и свободным. Прямо бесстрашно свободным. До самозабвения и полной потери хоть какой-то самоиронии, не говоря уже о скромности. «Сам себя не похвалишь - никто не похвалит» - старая поговорка. Рыночная, кстати. Ибо, увы - никто не похвалит. Выход, как теперь принято просить публику, «под ваши аплодисменты!». Раньше просили авансированными аплодисментами поддержать первые шаги, дебюты молодых и скромных артистов. Теперь же приходится авансировать всех. И звезда с звездою говорит...

Конечно, крайности всегда плохо. Лукавому всё наруку, лишь бы не в цель. Раньше порой перегибали с нравоучениями и стахановскими планками. Теперь свобода во всех смыслах. Но если с одной стороны Северная Корея, а с другой вот такой «свободный Запад», то не лучше ли «спать в России»?

Высшее выражение свободы это полёт. Свободный полёт. Не только вниз, а куда хочешь – налево, направо, вверх, куда угодно. Так вот, этот самый Полёт для всех людей без исключения (даже святых!) это полёт в полном тумане. В кромешном, в молоке. Ощущения, конечно, есть, ведь летим! Только разница в том, что у некоторых есть приборы и карты. И они видят (исключительно по приборам!), что вокруг полно опасностей: справа гора, слева вдалеке небоскрёб, вверху атмосферный «потолок» и может заглохнуть двигатель. И бесконечно вниз тоже нельзя…

А другие этих приборов не имеют. Или у них «Приборы 8. Что 8? – А что приборы?». Приборы надо приобретать. Их надо настраивать. Ими надо учиться пользоваться. Их надо юстировать. Имя этим приборам – Законы. Внутренние Законы. Уже на каждом третьем висит крестик, каждый четвёртый носит тату «Ом». Но кажется, что всё ещё не хватает церквей, мечетей и ретрит-площадок. Видимо, все хотят жить внутри прибора, вместо того, чтобы настроить его внутри себя.

-3

Самые сложные Законы именно Внутренние. Внешние уже 2000 лет назад отменил (исполнив, между прочим!), Сын Бога, оставив именно Внутренние. Эти Внутренние Законы невозможно продать, ими трудно торговать, даже закончив курс по сторителлингу. Потому что они в свободном доступе. Уже давно. И те, кто обнаруживает их в себе, кто ими пытается пользоваться, не могут так стопроцентно беззаботно «радоваться жизни, потому что она хороша!».

Они знают, что в этом мире есть и нужда и болезнь и разлука и неудача. И что очень многое в этом мире значительно дороже денег и успеха. И всем им, познавшим печаль, конечно, хочется поделиться с другими этим ощущением Двойственности мира, его простотой и сложностью одновременно, но никак не лозунгами типа «чужую беду руками разведу», «приходите, мы научим вас жить безбедно и счастливо», «посмотрите, как мы умны, свободны и креативны - вы сможете стать такими же!»

Ёксель-моксель! За такие вопросы не брался и Будда. А Станиславский орал «Не верю!». Потому что роль не прожита, грамотно составленный текст остаётся набором красивых и выспренних слов с заученной бодро-оптимистичной интонацией, «излучающей энергию добра». Слепые пытаются учить слепых «раскрепощённо двигаться», «видеть прекрасное» и зарабатывать деньги. Легко и непринуждённо. Без особого труда, ошибок и проб. Быстро и дорого. Церетеллинг с Пустотеллингом шагают по планете.

Спасайся кто может.

Предыдущие части статьи:

Часть Первая

Часть Вторая

-4