Признайтесь, знакомая история: целый день крутишься как белка в колесе, а к вечеру оказывается, что еще куча дел остались несделанными! Время утекает сквозь пальцы и вы не успеваете все что запланировали - если на трудовом фронте все в порядке, не остается сил на семью и домашние дела. Или целый день крутитесь на кухне и убираетесь, а сходить в спортзал или посидеть с подружкой в кафе уже не получается. Возникают мысли о том, как жаль, что в сутках всего 24 часа!
А ведь используя ряд нехитрых практик, можно внести порядок в свои дела и освободить время не только для обязанностей, но и для отдыха и развлечений. Давайте разбираться, почему у нас никогда ни на что не хватает времени!
1. Первая возможная причина в том, что вы живете в так называемом синдроме спешки.
Люди, подверженные этому синдрому, живут в постоянном напряжении и попытках сделать как можно больше за как можно меньший период времени. Это приводит к тому, что такие люди постоянно напряжены и в их организме в избытке вырабатывается гормон стресса кортизол - все это приводит не просто к уменьшению эффективности, но и к серьезным проблемам со здоровьем.
Как побороть синдром спешки? Позвольте себе замедлиться и делать перерывы. Проанализируйте свои дела и расставьте их в порядке важности – не делайте все одновременно, сначала решайте самые важные задачи, потом переходите к менее значимым и так далее.
2. Также проблема может быть в том, что вы всегда привыкли полагаться только на себя.
Не любите работать в команде или думаете, что только вы можете справиться с теми или иными делами. Но далеко не все задачи можно быстро и эффективно решить в одиночку. И кроме того, когда вы делаете что-то в одиночку, очень сложно бывает заставить себя перестать заниматься прокрастинацией.
Командная работа дисциплинирует! Пример коллеги или друга, с которым вы вместе делаете общее дело, или даже просто трудитесь рядом каждый над своей задачей, поможет лучше сосредоточиться и настроиться на работу и стать более эффективным. Если ощущаете усталость и выгорание, не бойтесь делегировать часть работы другим людям или просто попросить о помощи.
3. Распространенная причина того, что мы ничего не успеваем, кроется также в отсутствии четких сроков, в которые надо завершить то или иное дело.
Отсутствие дедлайна расслабляет и дает повод для прокрастинации. И зачастую получается так, что большую часть времени мы просто отдыхаем или занимаемся менее важными делами, зато в последний день работы начинаем торопливо наверстывать упущенное и рискуем сделать что-то не так.
Дедлайны – это в первую очередь мера самодисциплины. Поэтому рекомендуем составлять списки дел на день, неделю и пр. Тогда вы точно будете знать, когда чем заниматься, и сможете намного больше успевать.
И напоследок еще несколько советов, которые помогут лучше справляться с нехваткой времени:
· Научитесь говорить "нет" . Не бойтесь быть недружелюбным, грубым, вызывать критику коллег или знакомых. Просто вежливо отвечайте на просьбы и поручения, которые не принесут вам ничего, кроме новых хлопот, – "простите, но у меня на это нет времени".
· Не откладывайте работу на более позднее время. Чем раньше утром вы начнете делать дела, тем продуктивнее и быстрее вы выполните все, что запланировали на день.
· Хвалите себя за сделанную работу и периодически позволяйте себе лениться.
· Начинайте день с самого сложного или энергозатратного дела.
· Ставьте перед собой такие задачи, которые вам по силам. Помните, что ваше физическое и психическое здоровье – это ресурсы, которые легко потратить, но сложно восполнить. И именно они должны быть в приоритете!