Задачи руководителей очень сильно меняются последние годы. Совсем недавно (скажем лет 20 назад) в большинстве профессий руководитель должен был «превратить людей в роботов», которые работают строго по правилам, выполняют поставленные (им же) задачи и не жалуются. Теперь мы видим, как каждый день простые задачи «забирают» машины, роботы, программы (класса RPA, AI и не только). И пришло время (давно уже, на всякий случай)
руководителям помогать раскрывать потенциал людей, команды, выстраивать эффективную коммуникацию и еще много чего (дальше длинный список, через запятую, о котором ниже) …
Встает вопрос, кого можно сегодня назвать Хорошим Руководителем? Что мы ожидаем от него в части набора основных компетенций (skills)? Можно ваш вариант Топ9? Прежде чем покажу свою версию, чтобы свериться, хочу напомнить еще раз про мир, в котором мы все сегодня живем и трудимся… Это BANI-мир:
- Brittle – хрупкий. Все очень быстро может сломаться, вчерашние заслуги ничего не гарантируют сегодня. Вчера вы №1, завтра от вас остались только «осколки» и воспоминания.
- Anxious – тревожный. Люди беспокоятся (много нового, перемен, изменений, а для мозга это стресс), не знают, что будет завтра. Когда и какой продолжительности будет очередная волна (пандемии)?
- Nonlinear – нелинейный. Многое развивается с непредсказуемой скоростью. Причина может быть не пропорциональна следствию, где-то вообще исчезает причинно-следственная связь (это свойственно сложным системам).
- Incomprehensible – непонятный/непостижимый. Можно признаться, что многое просто не познаваемо. Была физика Ньютона, появилась теория относительности (и сегодня многим не понятная) … Теперь квантовая физика выбивает почву из-под ног даже у матерых научных мыслителей с ее кварками, антиматерией, неопределенностью, струнами, мембранами и прочей прелестью.
И каким же должен быть Руководитель в этом BANI-мире? Дальше позиция, которую я разделяю по Топ9 компетенциям:
- Способность принимать решения, решать проблемы (задачи) в условиях неопределенности BANI-мира. О чем это? Это способ мышления и действия (процесс), ориентированные на результат, в ситуациях, где результат или метод его получения не являются очевидными. Желание быть вовлечённым в подобные ситуации для того, чтобы раскрыть собственный потенциал (как сотрудника, руководителя). Способность принимать неопределенность, не искать ее противоположности (определенности), а двигаться вперед через гипотезы, ошибки, тесты…
- Развитое критическое мышление. Сбербанк этот скилл сегодня ставит в Топ3. Зачем? Современные нейронауки увидели, что мы подвержены 176 ВИДАМ когнитивных искажений. Что мы дико нелогичные, глупые, не рациональные в условиях неопределенности. Почитайте про «ошибку планирования», правило «пик-конец», иллюзию контроля, эффект прайминга (это я перечислил 4 из 176). Про что эта компетенция? Критическое мышление – это способность ставить под сомнение поступающую информацию, включая собственные убеждения, прошлый опыт. Это собранность и дисциплина ума, сосредоточенность, умение самому управлять своими когнитивными процессами, а не воспроизводить готовые паттерны (шаблоны Системы 1 по Д. Канеману)
- Креативность — способность к нестандартному мышлению и поведению, постоянному осознанию и творческому развитию своего опыта. Способность создавать что-то фундаментально новое и находить новые решения каких-либо вопросов. С каждым днем доля задач, которые никто, никогда не решал, будет возрастать. Если вчера креативными должны были быть только дизайнеры, режиссеры, маркетологи и еще десяток профессий. Сегодня легче перечислить, где ПОКА это не нужно. Только пока)
- Управление людьми в горизонтальных отношениях «на равных» (сложные иерархии становятся более плоскими, если не заметили), когда одной административной власти (я начальник – ты должен слушаться) УЖЕ недостаточно. Это про наставничество, коучинг, фасилитацию, умение ставить (вместе), обсуждать цели и задачи, оказывать мотивационную поддержку, налаживать и поддерживать хороший контакт с сотрудниками. Влиять, делегировать и получать результат (силами других людей), развивать людей в рамках команды. Быть неформальным лидером.
- Эмоциональный интеллект (EQ) — сочетание 4-х способностей. Умения определить, как чувствуют себя люди и я сам. Использовать эмоции, чтобы они (эмоции) помогали думать, принимать решения и анализировать. Понимать причины эмоций (прежде всего своих). Управлять эмоциями и включать их в процесс принятия решений с тем, чтобы делать оптимальный выбор. Для примера, сколько оттенков только у чувства радости? Минимум 7: Удовлетворение, Радость, Ликование, Интерес, Любопытство, Благодарность, Предвкушение. Хорошо понимаете эту разницу (у себя, у сотрудников рядом)?
- Системное мышление — способность видеть во всем взаимосвязанные, иерархически упорядоченные связи процессов и событий, восприятие мира как упорядоченного. Умение схватывать ситуацию в целом, и в то же время выделять в ней элементы и взаимосвязи между ними. Находить оптимальные решения, которые воздействуют на причины возникновения проблемы, а не ее симптомы. Умение предсказывать развитие событий.
- Высокая жизненная энергия (VQ). VQ (Vitality Quotient) — коэффициент жизненной энергии, который был введен Пьером Кассом. Это способность заряжать энергией себя и окружающих (быть всегда в профиците = избытке энергии).
- Переговоры и коммуникация — умение ясно выражать мысли во время разговора и совместной деятельности. Умение находить поддержку своим идеям, целям и решениям со стороны других, договариваться, аргументировать, убеждать, сохраняя хорошие отношения, ресурс доверия. Вы умеете договариваться, а не только требовать и раздавать приказы?)
- Гибкость мышления (адаптивность) — способность менять свои установки (взгляды) в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Гибкость, адаптивность в мышлении, отношениях с людьми, обучении, результатах, изменениях. В том числе готовность созидательно разрушить то, что вчера сделали своими руками (процесс, продукт, бизнес-модель и не только).
Это портрет руководителя-мечты 2021. На сколько вы близки к нему сами (можете оценить от 0 до 5 каждый аспект, где 0 – хуже не бывает, 5 – лучше не бывает, в сравнении с примерами, которые знаете, есть в компании)? Какой профиль по этим компетенциям у ваших руководителей?
Тут нам с вами BANI-мир подбросил несколько выходных, как минимум на 10 дней. На что их можно потратить (как мне кажется)?
- Слить в никуда и укатить куда-то подальше, если успели билеты купить. Вариант посидеть дома и «подождать» я бы отнес сюда же. Не говорю, что вариант плохой, кому-то просто замедлиться не плохо…
- Пересобрать стратегический вектор (бизнес-модель, продуктовую линейку, процессы, карту целей, что-то еще) вашей компании в рамках стратегической сессии вместе с командой. Один из клиентов сместил 2 окна на следующей неделе, поэтому можно попробовать оперативно договориться и сделать вместе. Пишите, если актуально на почту shemyakin@changerun.ru
- Запустить программу обучения для ваших руководителей по компетенциям выше. У нас есть различные форматы: тренинги-интенсивы, модульные тренинги (живые, онлайн, гибридные), групповой и индивидуальный коучинг, оргтерапия (и такое бывает). Почту (выше) вы уже знаете, будет желание и готовность – пишите!
Правильных и мудрых решений на этих длинных выходных!