С одной стороны, помогая другим, ты помогаешь себе. Но если, помогая другим, ты забываешь о себе, жертвуешь собой, то рано или поздно твоя помощь может обернуться бедой и для тебя, и для этого человека. В таких случаях нужно уметь сказать "нет".
В свое время мне пришлось учиться говорить «нет». Было это не так- то просто. Ну сами посудите. Мне звонит женщина и просит:
– Доктор, запишите меня на прием как можно быстрее.
– Вы знаете, – отвечаю я, просматривая журнал для записи пациентов, – на этой неделе у меня нет ни одного свободного места. Я могу вас записать только через неделю.
– Доктор, но я не могу ждать, – слышу я рыдающий голос. – Помогите мне, пожалуйста!
Что делать? Во мне борются две части. Одна говорит: "Ты давал клятву Гиппократа. Ты должен помогать людям". А другая: "Ты хотел пойти на тренировку вместе с сыном. Из-за работы у тебя совсем не остается времени для семьи".
Победило чувство долга.
– Ну хорошо, – говорю я, – приходите завтра.
И я записываю эту женщину.
А что потом?
В итоге она осталась недовольна приемом. А я не стал брать с нее денег, хотя потратил на общение с ней целый час.
– Я думала, – говорит она, – вы загипнотизируете меня, решите все мои проблемы, и я проснусь уже здоровая.
Почему же произошел такой случай?
Потому что я пожертвовал собой и своим временем. Но оправданны ли
такие жертвы? И нужно ли вообще жертвовать чем-либо в своей жизни? Сейчас, если человек звонит и просит записать на прием в «мое» время, я прошу перезвонить или записываю на другое время, которое удобно и для меня, и для него.
Конечно, в жизни бывают экстремальные ситуации, когда решается
вопрос жизни или смерти. В таком случае я оставлю свой сон и полечу спасать жизнь человека. Но даже в таких ситуациях на уровне подсознания я обращаюсь к своим пациентам и прошу их выбирать более подходящее время для кризиса.
По этому поводу есть анекдот:
Дело происходит в Одессе. Рабинович закрывает аптеку и собирается уходить домой. К нему подходит человек и просит:
– Пожалуйста, не закрывайте аптеку. Мне нужно купить лекарство.
– Слушай, – говорит ему Рабинович, – тебя разве не учили правилам хорошего тона? Я работал целый день и теперь иду домой. Я есть хочу. Приходи завтра утром.
– Но до завтра я могу не дожить.
– Э-э-э, уважаемый, да ты готов молиться на свою болезнь. Но вот что я тебе скажу: твоя болезнь не важнее моего ужина.
Раз человек не вписывается в мое расписание, то подсознательно он не готов к встрече со мной. Значит, и я не готов помочь ему. Лучше он придет в другое время, удобное для нас обоих. Или обратится к другому специалисту. Это много раз подтверждалось на практике.
А вот другой пример.
Пациент заходит в кабинет и начинает с претензий:
– Доктор, я до вас с трудом дозвонился и добрался. Вообще, я был у
многих врачей. Все они оказались шарлатаны. А в последний раз я был на приеме у врача такого-то. Он сказал, что вылечит меня, но обманул.
Содрал с меня деньги, но мне не стало лучше.
По первым же словам я понял, что передо мной отъявленный лжец, для которого деньги стоят на первом месте. И его совершенно не интересует собственное здоровье.
– Вы знаете, – говорю я ему, – я не буду с вами работать.
– Почему это? – спрашивает он немного присмиревшим тоном.
– Во-первых, – говорю, – я уважаю всех врачей и того доктора, о
которых вы мне рассказали. И не хочу быть на их месте, чтобы вы потом кому-то говорили, что доктор Синельников шарлатан. А во-вторых, – продолжаю я, – если человек пришел к доктору и предъявляет при этом претензии, значит, он ему не доверяет.
А если человек не доверяет доктору, то о здоровье не может быть и речи.
Вообще, не важно, скажете вы «да» или «нет». Важно, с какими мыслями и чувствами вы это сделаете.
Например, если вы даете деньги взаймы, но при этом беспокоитесь о том, отдадут их вам или нет, то эти деньги не пойдут на пользу. Да и у вас в душе будут не самые лучшие чувства. Но если вы откажете из-за жадности или подозрительности, то и это будет не самый лучший вариант.
Для себя я давно понял, что если помогаешь человеку с добром, то от твоей помощи будет польза. Если же в твоей душе такие чувства, как жалость, подозрительность, чувство вины, то своими действиями нанесете только вред. В народе это называется "медвежья услуга".
То же и со словом "нет".
Когда я говорю «нет», то это не значит, что я отказываю в помощи человеку. Ведь помощь можно оказать разными способами. Одному человеку нужно сказать доброе слово, другому дать денег, а третьему просто необходим хороший пинок. Важно, чтобы мое «да» или «нет» было благоприятно для меня и окружающего мира.
Прежде всего я опираюсь на свои чувства и мысли. А они в любом случае должны быть чисты.