Разработка игры - процесс, складывающийся из нескольких сложных этапов. Если вы только начинаете интересоваться геймдевом, понять его с ходу не так просто. В этом материале мы разберем каждый этап, объясним, из каких стадий он состоит, и в чем их важность.
Как выглядит разработка игры с нуля - от первых концептов до готового продукта? С чего начать?
1. Создаем концепцию
Возможно, сидеть месяцами и даже годами над документами - это не то, как многие будущие разработчики представляют себе создание Проекта Мечты. Однако без этой работы сделать качественную игру невозможно. Все начинается с концепции - описания сути проекта. В самом простом виде концепция - это жанр и сеттинг.
Жанр - основные игровые действия и механики: шутер (стрельба), стратегия (управление), tower-defense (строительство башен) и т.д. Сеттинг - игровой мир, его свойства, наполнение и условности: дореволюционная Франция, заброшенный подземный город или далекое будущее, где люди расселились по спутникам Юпитера. Его детально прорабатывают или оставляют схематичным - это зависит от жанра и замысла разработчика.
Например, “пошаговая стратегия о войне за Марс” или “2D-файтинг в мифическом Древнем Китае”. Здесь нет подробностей, но уже понятно, в чем, в целом, будет заключаться геймплей, в какой обстановке будет разворачиваться.
Чтобы с такой концепцией можно было работать, ее детализируют в документах. Они должны быть грамотно составлены, структурированы и понятны для всех членов команды. Даже если их совсем немного или вы разрабатываете игру в одиночку. Какова вероятность того, что вы удержите сотни деталей и нюансов в голове? Доверять все это бумаге тоже не стоит - записи могут потеряться или стать жертвой любопытного питомца, так что лучше используйте текстовый редактор или Google Docs.
2. Планируем работу
Разработка игры - это проект, поэтому нужно ставить задачи и временные рамки. Какими ресурсами (финансовыми, организационными, техническими и кадровыми) вы располагаете? Каких не хватает? Как восполнять дефицит? Речь не только о деньгах, оборудовании и специалистах. Навыки и знания - тоже ресурсы. Возможно, вы задумали огромную RPG с сотнями страниц текста, но есть ли у вас тот, кто их напишет?
Проведите анализ своего проекта - например, с помощью проверенных временем техник SMART (specific, measurable, achievable, relevant, time-bound) и SWOT (strengths, weaknesses, opportunities, threats). Включайте внутреннего маркетолога, если хотите, чтобы ваша игра была коммерчески успешной и приносила доход. Исследуйте рынок и смотрите, есть ли у проекта конкуренты. Как они зарабатывают, как продвигают себя и чем ваша игра будет лучше? Разберитесь “на берегу”.
3. Готовимся к производству игры (препродакшн)
Итак, вся основная документация готова, пора переходить к делу. Вернее, к препродакшну. Рисуем концепт-арты, пишем тексты, работаем над кодом, делаем первые модели персонажей и композиции для музыкального сопровождения.
На этапе препродакшна нужно будет выпустить прототип - первую функционирующую версию проекта, в которую можно поиграть. На нем вы проверите гипотезы и протестируете игровые механики. Прототип должен быть простым и подходящим для реконфигурации: его придется переделывать и править.
“Босс” этого этапа - вертикальный срез: уровень или локация с основными аспектами и фичами, но минимумом контента. Это отполированный фрагмент игры для демонстрации всем заинтересованным.
4. Делаем игру (продакшн)
На этом этапе мы дорабатываем весь игровой контент, запланированный во время предпродакшна и создаем работающую версию своего продукта.
На этапе продакшна выпускают билды - сборки игры с разными конфигурациями. На них проверяют гипотезы, ищут ошибки и баги. Несмотря на то, что в этом этапе главное - это действия, не забывайте планах и проектной документации. Сверяйтесь с ними и при необходимости редактируйте.
5. Тестируем
Даже самые лучшие автомобили проходят краш-тесты и, хотя от качества игр, как правило, не зависит жизнь пользователей, их тоже не выпускают на рынок без серьезной проверки. Игру и ее компоненты активно тестируют еще на стадии разработки. Это задача QA engineer или тестировщика. Он проверяет функциональность игровых механик, ищет баги и сообщает разработчикам об ошибках. Если вы один, это ляжет на ваши плечи, но лучше найти напарника-тестировщика.
Когда игра, в целом, готова, наступает пора альфа и бета-тестирования:
А) альфа-тестирование - проверка работоспособности самой первой и “сырой” версии, “альфы”. После того, как работа с “альфой” закончена, все недостатки выявлены и устранены, выпускают бета-версию, которую тоже тестируют.
Б) закрытое бета-тестирование - тестирование бета-версии в узком кругу. Можно привлечь не только коллег, но и друзей или родственников.
В) открытое бета-тестирование - тестирование в широком кругу с участием всех желающих. После него разработчики анализируют фидбек и статистику, а затем окончательно доводят игру до ума.
6. Выпускаем и поддерживаем (релиз и пост-продакшн)
Игра готова - пришло время избавиться от последних ошибок и недостатков и издать продукт. Кроме того, нужно подготовить все необходимое для работы с коммьюнити и функционирования службы поддержки.
Выпусить игру - не значит забыть о ней и ждать появления на своем счету кругленьких сумм. Готовьтесь выпускать патчи, устраняя новые баги и ошибки, а также радовать пользователей контентом. Серьезные коммерческие проекты живут долго, а для этого нужно поддерживать интерес игроков. Для инди-игр это тоже актуально - вряд ли комьюнити обрадуется, если вы “забросите” свое детище и не станете его поддерживать. Хорошие отношения с игроками строятся на доверии.
Подведем итоги:
Сложно? Теперь вы понимаете, почему на создание некоторых игр уходят годы. Разработку крупного проекта можно сравнить со съемками голливудского блокбастера или строительством большого здания. Конечно, на производство маленькой игры уйдет меньше времени (а на джемах его и вовсе нет), но этапы будут теми же.