Найти тему
Предпринимай!

В поисках инвестора: как правильно "упаковать" свой проект

Оглавление

Одним из основных условия открытия бизнеса является первоначальный капитал. Любое, даже самое малое предприятие, на первых порах требует вложений. И, зачастую, собственных средств бывает недостаточно. Чтобы решить этот вопрос, необходимо найти инвестора. А как это сделать – сейчас расскажем.

Встречают по обложке

В венчуре, как и в торговом центре, многое зависит от “красивой упаковки”. Продукт, товар, идея могут быть бесконечно хороши – и не получить при этом финансирования, если презентация, что называется, “не зацепила”. Известно понятие еlevator pitch – это рассказ о сути проекта, который должен длиться не дольше одной минуты (пока едет лифт).

Конечно, не всегда получится убедить инвестора вложиться за столь короткий срок. Но с кем бы вы ни столкнулись в процессе развития стартапа – они будут спрашивать, о чем ваш проект. И шанс хотя бы произвести впечатление на собеседника очень важен. Его даст как раз такая экспресс-презентация. Ее нужно всегда держать наготове, как и более подробный и развернутый вариант. Он должен включать:

1. Финансовую модель

Именно она будет в первую очередь интересовать инвестора. В большинстве случаев эта модель строится на собственных данных и предположениях основателей стартапа, но все равно нуждается в профессиональном подходе. Команда инвестора будет проверять все выводы, которые найдут свое отражение в расчете.

2. Анализ рынка

Инвесторы любят, когда проект нацелен на емкий рынок, который позволит масштабировать бизнес.Важно чтобы основатели проекта хорошо понимали, сколько потенциальных клиентов имеется в целевом регионе, каков объем этого рынка в деньгах и какую его часть новый бизнес реально может занять.

3. Описание решения

Это особенно важно для инновационных и высокотехнологичных проектов. Но актуально и для всех без исключения предпринимателей. За макетом, презентацией или MVP всегда должен стоять полный комплект технической документации. Инвесторы редко сами погружаются в недра предлагаемых им продуктов и технологий – но неизменно обращаются к сторонним экспертам для оценки реалистичности идеи. А для прохождения этого этапа ваше решение должно быть полноценно задокументировано.

Подводные камни

Далеко не все предприниматели находят поддержку инвесторов. Многие совершают одни и те же ошибки, главная из которых – невнятная бизнес-идея или смутное представление о рынке и уровне конкуренции на нем. Не всегда “уникальный проект, у которого нет конкурентов” – это хорошо. У инвестора могут возникнуть вопросы: есть ли потребность в новом продукте, разбирается ли создатель бизнеса в своем рынке? Важно понимать, что потенциальный клиент в любом случае закроет свою потребность. Поэтому лучше не гнаться за эфемерной уникальностью проекта и трезво оценить, чем именно он лучше других.

Во-вторых, часто начинающих бизнесменов подводит неадекватная и несправедливая оценка стоимости своего проекта. В переоцененный проект нет смысла вкладываться, каким бы перспективным он ни казался. При общении с инвестором стоит помнить, что бизнеса без недостатков не бывает – вопрос лишь в цене. И она должна быть обоснована, ведь инвесторы по сути – такие же покупатели, как и будущие клиенты. А никто не хочет переплачивать даже за самый качественный товар.

В-третьих, никогда не стоит останавливаться на достигнутом. Один инвестор – это лишь первый шаг в развитии, а не желаемый финальный результат. Делая ставку на одного потенциального инвестора, вы оказываетесь в проигрышной позиции. Поскольку он может в последний момент отказаться, выбрать другой проект или потерпеть финансовую неудачу. А кроме того, почти наверняка инвестор будет использовать свое положение в переговорах, давить и выбивать себе более выгодные условия. Чтобы не оказываться в позиции просящего, нужно вести переговоры сразу с несколькими потенциальными инвесторами.

-2

Сделать правильный выбор

И, наконец, нужно отделить «токсичных» инвесторов от правильных. Ведь для разных бизнес-моделей нужны и разные типы инвесторов. Если вы делаете венчурный рискованный проект, то нужен инвестор, настроенный на рост и перспективу, а не на прибыль в моменте и управление затратами. Подходящий инвестор понимает, что вкладывается, прежде всего, в новую перспективную идею с отложенным светлым будущим. И он готов ждать.

«Токсичные» же инвесторы стремятся принять в оперативном управлении активное участие. Они будут давать указания и требовать все большего контроля над бизнес-процессами и решениями. Помимо этого, правильные инвесторы могут дать не только деньги, но и связи, экспертизу, поддержку собственной репутацией. А неправильные – напротив, отпугнуть потенциальных партнеров.

Сходу разобраться в этом бывает сложно. Но Москва не оставит своих бизнесменов один на один с проблемой поиска инвестиций. Специалисты Департамента предпринимательства и инновационного развития столицы помогут начинающим проанализировать рынок и конкурентов. Они также создадут инвестиционную презентацию и финансовую модель, подберут правильных инвесторов и покажут им проект. Воспользоваться услугой можно, оставив заявку через сервис “БизнесМаркет”, выбрав услугу "Поиск инвесторов".