Дороги на Крайнем Севере — это испытание. Как для водителей, так и для техники.
Причина этого не только в сильных морозах и отсутствии инфраструктуры (хотя, и они играют важную роль), но и в качестве самих дорог. Они по большей части грунтовые, извилистые, неровные, с опасными поворотами, крутыми спусками и подъёмами. Далеко не каждая техника может с ними справиться. И не каждый водитель.
Качество дорог на Крайнем Севере хромает повсеместно. За редким исключением. Такое состояние во многом объясняется суровым климатом. Но только ли им?
В этом материале мы, ГК SAMCOM, расскажем, почему на Крайнем Севере так мало качественных дорог, как власти работают над этой проблемой и появятся ли они там когда-нибудь?
Почему на Севере так мало качественных дорог?
В этом виноват и климат в том числе. Вечная мерзлота, большие перепады температуры (от – 60 °C зимой до + 40 °C летом) — всё это сильно влияет на качество дорожного полотна.
Но он не единственный виновник.
Чтобы дороги не разрушались под воздействием температур и из-за неустойчивого грунта, их нужно строить с использованием специальных технологий. Например, для создания более качественного основания дорожного полотна нужно применять сезонные охлаждающие установки. Это стоит больших денег. А после того, как дорога построена, её нужно обслуживать, что тоже обходится дороже, нежели содержание дорог в регионах европейской части России.
И это тоже не всё.
Большие денежные вложения должны окупаться. А для этого нужны люди. Большое количество людей, которые будут активно пользоваться этими дорогами. На Крайнем Севере, по понятным причинам, жителей не так много, как хотелось бы. Это тоже влияет на качество трасс.
Что делают власти, чтобы изменить это?
Как бы банально это не звучало, но ответ один — строят и содержат дороги.
Даже в таком состоянии, в котором они есть сейчас, их нужно постоянно поддерживать: расчищать снег, прокладывать зимники, обустраивать ледовые переправы, организовывать помощь МЧС в случае непредвиденных ситуаций. На всё это тоже нужны большие затраты.
Но и без ремонта и строительства новых регионы Крайнего Севера не обходятся. Самый очевидный пример — трасса «Лена». Она имеет огромное значение для регионов Крайнего Севера, так как по этой дороге пролегают все маршруты из европейской части страны и Урала до Якутска. В настоящее время отремонтирована большая её часть. К 2024 году планируется полное обновление трассы.
Ещё одной инициативой для развития дорожной инфраструктуры на Крайнем Севере является федеральный закон № 289-ФЗ, который разрешает строить платные дороги в северных регионах нашей страны без альтернативного проезда. Таким образом, власти хотели привлечь инвесторов. Одни из потенциальных кандидатов на эту роль — добывающие компании. Но пока инициатива не имеет успеха.
Когда на Крайнем Севере стоит ждать хороших дорог?
Асфальтированные трассы скорее нет. Точнее так: ключевые дорожные артерии могут быть заасфальтированы. Но тут важно помнить, что их сложнее строить, ремонтировать и обслуживать. Это требует больших затрат как финансовых, так и временных. Поэтому рассчитывать на повсеместный их появление точно не стоит.
А вот качественные грунтовые и насыпные дороги могут стать отличной альтернативой. Их легче возводить и поддерживать в хорошем состоянии в условиях Крайнего Севера. Но вот когда они появятся и появятся ли, сказать сложно. Но интерес к регионам растёт, а значит есть шанс, что в будущем ситуация с дорогами там улучшится.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнать о логистике, грузоперевозках и транспорте ещё больше.