Найти в Дзене
Sunny Blues

1974. Ричи Блэкмор: "Я думаю, что мои соло лучше других, без тщеславия, но все же это факт"

К этому моменту DP собрали под свои знамена огромную армию поклонников. Группа извергала из себя мощные гитарные риффы, не забывая о том, что всё началось с рок-н-ролла - по всей Европе, на Дальнем Востоке, в Скандинавии и Австралии.

В Америке они достигли статуса супергруппы, во многом благодаря успеху Smoke on the Water, и никто, включая WHO, ALLMAN BROTHERS BAND и LED ZEP, не продал там больше альбомов, чем они. В результате своего бурного, но порой неустойчивого шестилетнего существования, британцы DEEP PURPLE стали подбираться к тому, чтобы стать самой популярной хард-рок группой, заложив основу для последующего хэви-метал.

Однако гитарист Ричи Блэкмор возражал против какой-либо категоризации: «Нет ничего хуже, чем услышать, как кто-то говорит: «DEEP PURPLЕ? Вау, чуваки. Ну они такие же, как эти Blaaaaaack Saaaabath, выжимают из себя риффы». Мы не просто заваливаем песни тяжелыми аккордами, а дальше - пусть всё будет, как есть».

Ричи Блэкмор
Ричи Блэкмор

«Если люди сами не могут понять определенные тонкости, которые мы вкладываем в музыку, я боюсь, что мне не хватит терпения объяснить им что-то. Можно практиковаться, пока не посинеешь... И я когда-то делал так. Но сейчас я на сцене играю абсолютно выдающуюся музыку, а люди упускают самое главное. Но вот когда я играю на гитаре ногой, они начинают сходить с ума: «Ух ты, круто!»

«Так что я задаюсь вопросом, а стоит ли оно того. Как только критики услышат что-то громкое, они тут же говорят: «Ну, это чушь, это хэви-метал». А когда они слышат фолк-группу, не умеющую играть, они в восторге: «Здорово, всё очень хорошо».

Ричи Блэкмор
Ричи Блэкмор

В 70-х Ричи Блэкмор редко соглашался на интервью. И хотя его чёрная фигура больше всего притягивала к себе фанатов группы, он никогда не был похож на человека, излучающего оптимизм. Поэтому обычно все интервью для СМИ давали барабанщик Иэн Пэйс или органист Джон Лорд.

«Дело не в том, что мне не нравятся интервью, - объяснил Блэкмор перед легендарным California Jam. «Просто я слишком честен». Он сделал паузу. «Честность не окупается».

«Продавать то количество записей, которое мы продаем - не проблема», - говорит он. «Конечно, приятно знать, что тебя ценят, но для меня самое интересное - это DEEP PURPLЕ на сцене, гастроли. По официальным данным, мы довольно-таки средние. В том числе и я. Мне иногда бывает не по себе, когда слушаю наши пластинки, они кажутся мне слишком плоскими. Это меня смущает. Я играю на них только треть того, что могу выложить. Мне никогда не превзойти себя при записи. Для меня это безнадежно».

«Меня заводят зрители. Я люблю делать шоу. И когда я выхожу на сцену, я знаю, что я отличный гитарист. Я знаю, что уберу любого гитариста на любой сцене. У меня все получается. А вот когда я иду в студию, у меня такое чувство, что я играю для инженера и еще нескольких человек. Это слишком мало для меня. Обычно все заканчивается хорошо, и мне этого достаточно. Я уже знаю, что лучше не станет».

Шоу
Шоу

Блэкмор всегда был нетерпеливым в поисках реализации. Состав DEEP PURPLЕ и их музыкальные установки не сохранялись надолго неизменными.

Конгломерация Блэкмор-Пэйс-Лорд стала основным ядром, вокруг которого остальные музыканты постоянно менялись. И хотя Блэкмору нравилось воплощение группы 1974 года, в которое входили басист-вокалист Гленн Хьюз и вокалист Дэвид Ковердейл, он не сомневался, что оно не продержится больше трех лет. «Застоя, - сказал он, - следует избегать любой ценой».

PURPLЕ впервые появились на музыкальной сцене летом 1968 года со своим хитом Hush, вышедшим на лейбле Tetragrammation Records. Помимо вышеупомянутого ядра, в группу, более ориентированную тогда на психоделический поп-рок, входили вокалист Род Эванс и басист Ник Симпер. Три быстро выпущенных альбома принесли им небольшое признание, но в конце 1969 года голливудский лейбл закрылся.

Следующий год был потрачен на реконструкцию и создание нового формата. Когда DP вновь вышли на сцену, басист Роджер Гловер и вокалист Иэн Гиллан заменили своих уволенных предшественников. Warner Brothers стал их новым лейблом, а Deep Purple and the Royal Philharmonic, рок-классический концерт, написанный Джоном Лордом - новым альбомом.

DP в Альберт-холле
DP в Альберт-холле

«Я люблю классическую музыку», - сказал Ричи. «Но я не люблю рок-музыкантов, играющих с классическими оркестрами. Я думаю сейчас и тогда думал, что очень глупо всё то, что мы тогда сделали. Эти два стиля никогда не интегрируются».

«Я очень стойкий сторонник рок-н-ролла. Но многим людям нравится пренебрегать этим. Например, есть такие уважаемые джазовые гитаристы, как Барни Кессел, и никто не узнает, когда он сыграет неудачную ноту. В джазе все звучит одинаково. А в роке так нельзя. Рок очень ограничивает. Это намного сложнее».

«Люди, видимо, уже устали от гитарных соло. Я думаю, что мои соло лучше других, без тщеславия, но все же это факт. А вот если бы я не был музыкантом, мне было бы это скучно. Меня гораздо больше интересует скрипка. Гитара сейчас стала слишком модной. И вот такие люди, как Джон Маклафлин... Он ведь джазовый гитарист, но он думает, что если он воткнет гитару в педаль фузз, это сделает его рок-н-роллером. Но я равнодушен к тому, что он играет. Однако многие слушают, и он влияет на других гитаристов, а вот парень по имени Сантана - мне не нравится то, что он играет. И я не понимаю, почему у него такое странное имя».

«Вообще, мне кажется, что все в современной музыке - фальшивка. Я терпеть не могу весь этот блеск. Дэвид Боуи? Да, да, он очень подходит для людей, которые слегка наивные и заблудшие, но для меня все это очень ложно. А ROLLING STONES? Каждый раз, когда они выходят на сцену, звучит еще один рифф Чака Берри... с тамбурином, который они добавляют. Посмотрим правде в глаза, с 67-го года все идет под откос».

In Rock для PURPLE стал первым хард-роковым альбомом. По большей части проигнорированная в Соединенных Штатах, пластинка произвела фурор во всей Европе.

DP до сих пор считают In Rock своей лучшей работой. Но Fireball, следующий альбом, - это уже совсем другая история. «У нас тогда не было никаких идей, вообще пусто», - говорит барабанщик Иэн Пэйс. «Fireball был чем-то вроде «надеемся, что у нас будет альбом типа из ничего».

Для записи следующего альбома, Machine Head, DP занесло в Швейцарию, со всеми известными там приключениями.

Machine Head открыл для них рынок США, и к тому времени, когда вышел Who Do We Think We Are!, Америка стала главной концертной площадкой для PURPLE. Альбомы начали переваливать за отметку в 1 миллион долларов. Затем 2 миллиона долларов.

«Ну да, мы сделали этот Who Do We Think We Are!, - вспоминал Блэкмор. «Мы писали инструментальные треки, а Иэн приходил в другой день, когда все остальные отдыхали, и записывал вокал. В общем, мы так ни разу и не собрались вместе за всё время записи».

Это было началом окончания второго состава группы. Великолепный концертник Made In Japan вылился в тусклое мировое турне в его поддержку. Иэн Гиллан и Роджер Гловер были уволены. Бесконечные прослушивания плюс вежливый отказ Пола Роджерса присоединиться к группе привели к тому, что были завербованы басист-вокалист TRAPEZE Гленн Хьюз и продавец одежды, работающий неполный рабочий день, Дэвид Ковердейл.

«Нет, нет, мы не хотели терять тех людей, которые у нас были», - признавал Блэкмор. «Но мы хотели, чтобы появились парни, увлеченные блюзом. Все наши корни там. И дальше мы будем включать в репертуар все больше и больше блюза. Но будем осторожны. Прогрессировать - это здорово, но если аудитория не пойдёт за вами, это бессмысленно».

Читать также: