Найти тему
NOIR

Тайные Пyбличные дома для Партийной элиты СССР: Как в них заманивали молодых девушек и кто разоблачил партийных сластолюбцев

Февраль 1955 года. Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущеву принесли анонимку от некой советской гражданки.«

Автор анонимки перечислила некоторых посетителей злачной квартиры драматурга. Прочитав анонимку, Хрущев вначале обомлел, а потом рассвирипел - в списке фамилий значились далеко не последние люди советского государства. Так начался самый громкий скандал хрущевской оттепели. За что участников дела прозвали «гладиаторами» и почему некоторые из участников событий стали жертвами политических интриг и борьбы за власть?

Хрущев получил проверить анонимку и вскоре в прокуратуре нашли похожее письмо от другой гражданки. Зинаида Лобзикова, инструктор по культуре одного из столичных исполкомов, слезно просила вырвать из лап того же Кривошеина ее дочь Алину., студентку балетного училища. Коварный драматург, якобы, обещал девушке место в труппе Большого театра и заманил ее на дачу, где над ней надругались его высокопоставленные друзья.

Письмо пестрело скандальными подробностями и громкими фамилиями. Девушка не могла покинуть эту дачу и находилась там против своей воли в течении нескольких дней. Что интересно, Кривошеин передает ее на руки Георгию Александрову, а затем она передается уже Александру Еголину.

-2

Еголин - член корреспондент академии наук, литературовед и партийный деятель, а Георгий Александров ни много ни мало, министр культуры СССР. По словам матери похищенной девушки, на ту же дачу приходил заведующий отделом пропаганды и агитации Владимир Кружков и другие представители номенклатуры. Всего 8 человек. Однако допросить заявительницу не удалось. Как позже стало известно, на мать девушки было совершено нападение и она при невыясненных обстоятельствах скончалась в больнице. Что это? Невероятное совпадение, или автора обличающего письма заставили замолчать?

Нападавших так и не нашли, но милиция установила, что та же компания советских чиновников, мэтров литературы и искусства, наведывалась в квартиру Кривошеина в центре Москвы. Здесь якобы был филиал великосветского вертепа и устраивались не менее разнузданные «представления».

Расследование показало, что в «тайное логово» несколько лет завлекали студенток философско-филологических факультетов, а также театральных и балетных училищ. Посетителями тайного заведения, крупные советские чиновники и функционеры, для консперации использовали особый сленг:

-3

По слухам, помимо балерин и студенток, партийные функционеры и академики вербовали старшеклассниц и молодых киноактрис. Министр культуры СССР Александров, якобы, обожал купать артисток в ванной с шампанским, а после выбивал им роли в кино.

По легенде, когда компромат подтвердился, Хрущев вызвал Еголина и Александрова на ковер. Министр культуры тут же во всем покаялся и назвал посещения «дома терпимости» самой большой ошибкой в своей жизни. Чтобы разжалобить Хрущева, он даже вспомнил тяжелое детство в интернате. А вот с Еголиным у лидера государства произошел особый разговор:

-4

Эта фраза Еголина вошла в историю. После нее участников щекотливого скандала начали называть «гладиаторами». Автором этого перла историки считают самого Хрущева. Потом студенток и балерин, которых якобы гладили Еголин и Александров, в народе остроумно прозвали «еголенькими» и философским ансамблем «ласки и пляски имени Александрова». Но самим фигурантам дела было не до смеха. Под чиновниками не только зашатались кресла - им грозила тюрьма. По 118 статье УК РСФСР им грозило до трех лет реального срока.

Георгий Александров и Александр Еголин
Георгий Александров и Александр Еголин

10 марта 1955 г. в Обкомы и Крайкомы всех советских республик разослали закрытое письмо о недостойном поведении товарищей Еголина, Александрова и других. Его зачитывали вслух на партийных собраниях. Тогда же Георгий Александров оставил пост министра культуры, который занимал ровно год и один день и передал дела своему заместителю Сергею Кафтанову. Но на этом разоблачительная кампания не закончилась.

Вскоре вскрылся вопиющий факт - предводитель «гладиаторов» и его соратники снова взялись за старое, устроив «дом терпимости» в столичном санатории «Узкое». Здесь поправляли здоровье члены академии наук. Один из них, химик Константин Лавровский и доложил о бесчинствах коллег. По словам ученого, все те же, Александров, Еголин и еще несколько человек по ночам запирались в директорском кабинете, выпивали и устраивали сами понимаете что. К санаторию регулярно подъезжали автомобили с молодыми девушками - «гладиаторы» ничего не боялись, даже публичной огласки. Эти обвинения косвенно подтвердил знаменитый детский писатель Корней Чуковский. Он отдыхал в том же санатории и написал в своем дневнике, будто часто видел Александрова нетрезвым, когда тот пробирался в номера к дамам.

Но «гладиаторы» были не единственными, кто развлекался подобным образом в санатории «Узкое». Сотрудники лечебницы признались - по ночам к ним приезжала еще и компания во главе с Сергеем Кафтановым. Именно ему передал полномочия Александров, когда его с позором сняли с должности.

Юные балерины
Юные балерины

В ЦК быстро поняли - новый скандал бросит тень уже на всю номенклатуру. Дело решили спустить на тормозах. Так называемых «гладиаторов» сослали куда подальше. Георгия Александрова сплавили в Минск в институт философии и права, Владимира Кружкова отправили руководить свердловской областной газетой «Уральский рабочий». Александра Еголина, который только гладил, оставили в Москве, но понизили в должности. Строже всех наказали держателя подпольных «домов терпимости» драматурга Константина Кривошеина.- его арестовали за спекуляцию и торговлю антикварной живописью. После того, как он оказался за решеткой, его дальнейшая судьба не известна.

Однако некоторые склонны считать, что «подвиги» министра Александрова и его команды сильно преувеличены. По мнению историков, дело «гладиаторов» даже могли сфабриковать по указке Хрущева. Как раз в то время он боролся за власть с председателем совета министров Георгием Маленковым. 8 февраля 1955 г. чиновника сняли с должности, а затем принялись за его ставленников. Ближайшим соратником Маленкова и был Александров. Именно тогда появилась анонимка, обличавшая министра культуры и его друзей. Не слишком ли много совпадений?

Эту версию подтверждает и тот факт, что в деле «гладиаторов» пострадали исключительно ставленники Маленкова, а Сергей Кафтанов, который устраивал такие же «закрытые вечеринки» с молоденькими, остался на посту заместителя министра и позже возглавил Гостелерадио.

Владимир Мацкевич
Владимир Мацкевич

Фигуранты других щекотливых скандалов эпохи Хрущева почему то тоже выходили сухими из воды.В 1962 г в гостинице задержали бывшего министра сельского хозяйства Владимира Мацкевича. Нетрезвый чиновник пытался затащить в номер студентку против ее воли. Другого бы привлекли к ответственности, но Мацкевич возглавлял целинный крайисполком и на радость Хрущеву насаждал в СССР кукурузу., поэтому отделался воспитательной беседой.