Принцип Ахимсы включает в себя следующие правила:
- не убивать любые живые существа и не причинять им вреда;
- отказаться от абортов – убийства собственных детей;
- соблюдать вегетарианское питание;
- не допускать физического, эмоционального и ментального насилия;
- выполнять закон Вселенной: «Никого не осуждать и не критиковать!»;
- заботиться об экологии, об охране природы.
Проявляя ненасилие, мы проявляем уважение к другим, поскольку все живые существа, обладающие душой, достойны уважения. Об этом говорит индийский Учитель Свами Кришнананда:
«Невреждение — недвойственное состояние ума. Это понимание единства жизни. Это уважение законов Природы и Космоса».
Мудрецы об Ахимсе - принципе йоги "не навреди" или законе любви
Насилие может осуществляться на уровне действий, речи и мыслей. Насилие возникает как результат негативных проявлений эгоистично настроенного ума – таких как агрессивность, гнев, обида, недоверие, жадность, ревность, зависть, мстительность, страх и других.
Поэтому Ахимса предполагает контроль и недопущение мыслей, способных повредить другим. Ведь негативная мысль окрашивается негативными эмоциями и несёт заряд негативной энергии, способной вредить другим.
Учитель из Индии Баба Саван Сингх говорит об этом так:
«Злословие, сплетни (причинение вреда словом), ревность, враждебность, зависть, злые мысли (ментальная химса - причинение вреда) столь же плохи, как и химса (причинение вреда) делом, поступком».
Тиру-Валлювар - автор священной книги тамилов «Тирукурал» - говорит о важности контроля над своим гневом, который создаёт тяжёлую карму и приводит к страданиям:
- «Если человек знает, как удержать поднимающийся гнев и не теряет самообладания, все другие добродетели будут ждать его милости у двери.
- Каждый знает, как опасно выйти из себя, имея дело с вышестоящим. Но гнев, направленный на того, кто не может ответить - худшее из всех оскорблений.
- Разве есть у людей враг, больший, чем гнев, убивающий смех и радость?
- Пусть тот, кто заботится о себя, хранит себя от гнева. Несдержанный гнев разрушает гневающегося.
- Что проку в учености, если она не научила человека чувствовать чужую боль как свою, и не препятствует причинению другим страданий?
- Если ты утром заставил кого-то страдать, его боль вернется к тебе после обеда».
Буддийская мудрость также предупреждает о тяжёлых последствиях, к которым приводит злость:
«Тот, чья злоба не имеет границ – тот, кто обвит ею, как повиликой, скоро приведет сам себя туда, куда хотел бы втолкнуть его только злейший враг».
С точки зрения учения йоги допускается насилие над нападающим при защите жизни – своей или других людей. Также допускается защищать себя и свой дом от вредных животных или насекомых.
С другой стороны тот, кто практикует Ахимсу, распространяет вокруг себя такую мощную энергию любви, которая способна усмирить любую агрессию. Об этом говорит известный Учитель йоги Патанджали:
«Перед тем, кто блюдет обет не убивать, другие укрощают свою враждебность».
Известны примеры индийских йогов, которые медитировали в джунглях в окружении свирепых тигров и ядовитых змей. Эти опасные животные не причиняли йогам никакого вреда. Также известна история о христианском святом Серафиме Саровском, который, проживая в лесу, занимался там духовной практикой и кормил с рук диких медведей.
В буддийской священной книге «Дхаммапада» говорится о том, что практикующий ненасилие обладает самой лучшей защитой от всего негативного:
«Если рука не ранена, можно нести яд в руке. Яд не повредит не имеющему ран. Кто сам не делает зла, не подвержен злу».
Допускается и бывает необходима строгость в воспитании – например, близких людей или подчинённых по службе. Но такая строгость должна проистекать из позитивного внутреннего отношения, должна основываться на доброте и любви, а не злости и насилии.
Почему важно соблюдать принципы Ямы - первой ступени йоги
Главные принципы Ниямы - второй ступени йоги
В публикации использован материал из моей книги:
Все мои изданные книги: https://ridero.ru/author/raskoshanskii_stanislav_wagsk/