Найти тему
Йошкин Дом

Сокровища Танзании (ч.5 заключительная)

Фото из свободного доступа сети Интернет
Фото из свободного доступа сети Интернет

Как-то Вера поздно возвращалась с дежурства. Около дома дорогу ей перегородил высокий крепкий мужчина. Лица его девушка не разглядела.

- Разрешите пройти.

- Мозги включи! - Грубо рявкнул незнакомец. - И отправь старика домой. Ты поняла?

- Это не ваше дело. Отойдите. Иначе буду кричать.

- Не будешь!

Вера почувствовала, как что-то тяжёлое опустилось на голову...

Когда очнулась, поняла, что лежит на земле. Села. Ощупала руки, ноги. Вроде целы. На колене большая ссадина. И что-то вязкое на виске. Кровь. Она вспомнила удар. Голову разбил. Сумка валяется рядом. Не сумка ему была нужна. Пугал просто.

Маша уже спала, а Василий Николаевич ждал.

- Верочка, что так поздно?

Увидев девушку, сразу всё понял, засуетился виновато, помог сесть.

- Вера, отвезите меня домой. Лариса не успокоится. Звонила сегодня, опять требовала квартиру переписать. Она вас не оставит в покое. Я старый уже. Пожил. А у вас Маша. И сама вы ещё молоденькая совсем.

Вера задумалась. За Машку страшно. Кто знает, на что готовы пойти люди из-за денег. 

- А знаете, - неожиданно для самой себя сказала она Василию Николаевичу - отдайте вы ей эту квартиру. Ей же только это нужно? Пусть оставит вас в покое.

Старик растерялся. Смотрел на Веру беспомощно.

- Как же, Вера? 

- Будем жить, как сейчас живём. Справимся. Зато ВСЕ - она сознательно подчеркнула это слово - будем жить.

- Ну, вы же молодая совсем женщина. Вам жизнь устраивать надо.

- Василий Николаевич, давайте решать проблемы по мере их поступления.

Когда Вера, обработав раны, вышла из ванной, старик сидел на диване, опустив голову.

- Верочка, спасибо. Но я же вам чужой человек. Не надо ради меня портить свою жизнь.

Вера села на корточки перед Василием Николаевичем, взяла его руки в свои.

- Знаете, когда мы с бабулечкой остались совсем одни, я так мечтала о том, чтобы дома по вечерам собирались папа, мама, мы. А дедушки у меня никогда не было, он умер до моего рождения. И я всегда завидовала подругам, у которых все были живы...

Василий Николаевич молча слушал девушку.

- И сейчас - продолжила Вера - мы с Машей опять одни. И вы один. Не все меряется деньгами, Василий Николаевич. В жизни есть куда более важные вещи. 

Старик беззвучно заплакал.

Утром они ещё раз обсудили ситуацию. Вера попросила подругу, обладающую множеством полезных знакомств, найти им недорогого, но грамотного юриста. Света покрутила пальцем у виска, но помочь согласилась.

Буквально через несколько дней оформили документы. Когда собирали оставшиеся вещи, Лариса ревностно следила, чтобы из дома не вывезли ничего лишнего. Увидев в руках свёкра коробки с блестящими камешками, потребовала оставить коллекцию в квартире.

- Вы, наверное, забыли, многоуважаемый Василий Николаевич, что подарили эту коллекцию Игорю! После смерти мужа она переходит ко мне!

Василий Николаевич с сожалением отложил камни в сторону, а Вера укоризненно заметила:

- Вы и так отобрали у человека всё, что могли. Зачем же отнимать память?

- Молчите, Вера. Вас никто не спрашивает. Наверняка, в этой коллекции полно ценных камней. Так почему я должна отдавать то, что принадлежит мне по праву?

Старик взглядом попросил Веру не спорить, и она с досадой продолжила складывать вещи.

Дома Василий Николаевич успокоил:

- Ничего, Верочка. Камни там красивые, но они самые что ни на есть простые. И дороги мне, действительно, только как память. Я собирал интересные и красивые экземпляры всё время своей работы. Но самые дорогие моему сердцу, и редкие, помните, мы забрали ещё в прошлый раз. Они, конечно, тоже не представляют большой ценности, но это африканские камни. Долгий период своей жизни я работал и жил в Африке. Это были трудные и, одновременно, счастливые годы.

- Да, Маша говорила, что вы ей рассказывали о своих приключениях в Африке. И я хочу о них послушать! - Улыбнулась Вера. - Василий Николаевич, могу я вас попросить называть меня на "ты"? А то мне даже неловко как-то.

- Хорошо, Верочка. - Старик, кажется, впервые с момента начала всей этой истории облегчённо вздохнул.

* * * * *

Они жили дружно. В тесноте, да не в обиде, как любила говорить Вера. Вечерами, когда она была дома, играли в лото, смотрели телевизор, наперебой гладили довольного Кешу. Отсутствие личной жизни девушку не огорчало. Кавалеров у неё и раньше не было, поэтому она рассуждала так: всему своё время, и моё от меня не уйдёт. Так прежде говорила бабушка.

Вера частенько ловила на себе виноватые взгляды Василия Николаевича, который считал именно себя причиной такого её положения. В конце концов, она не выдержала и начистоту поговорила со стариком. Он заметно повеселел и уже не чувствовал себя так неловко.

Лишь однажды, когда Вера купила Машеньке письменный стол, и они весь вечер пытались втиснуть его хоть куда-нибудь, по третьему разу передвигая мебель, с горечью заметил:

- Не было бы меня, легче было бы. Заимела ты, Верочка, обузу.

- А что такое обуза? Это как арбуз? - Поинтересовалась Маша.

- Да нет, Машунь, не арбуз. Это дедушка пошутил так. - Укоризненно взглянув на старика, ответила Вера.

- Дедушка Вася, ты всегда так смешно шутишь! - Засмеялась Маша. - Нет у мамы никакого арбуза!

- Вот именно! Никакого арбуза нет! И обузы тоже! - Вера весело подмигнула дочери. - Сейчас придумаем что-нибудь!

* * * * *

Однажды, в выходной день, закончив домашние дела, Вера собралась предложить Маше и Василию Николаевичу пойти на прогулку. Выйдя из кухни в комнату, она обнаружила мирно играющую в куклы дочь, и старика, увлечённо слушающего какой-то репортаж по телевидению.

Вера тихонько присела на край дивана и тоже приготовилась слушать.

- Это про камни рассказывают, Верочка. Очень интересно. - Василий Николаевич прибавил звук.

- Возьмем, к примеру, танзанит. - Увлечённо рассказывал молодой учёный. - Вроде бы, этот камень открыли совсем недавно, а сегодня его запасы уже на исходе. Соответственно, цена на него с каждым годом все выше и выше.

- Чем так примечателен этот камень? - Поинтересовалась девушка-корреспондент.

- Его месторождение нашли совсем недавно - в 60-х годах двадцатого века у подножия горы Килиманджаро в Танзании. Именно в честь этого места он и получил свое название. У специалистов он называется ещё циозит.

- Я как раз разрабатывал это месторождение. - Тихонько сказал Вере старик. А учёный продолжал:

- Первой на ювелирный рынок танзанит вывела компания "Тиффани" в 1967 году, и сейчас он стоит иногда дороже бриллиантов. И основная его ценность как раз в том, что он очень редкий. Танзанит обладает эффектом трихроизма, то есть, у него три разных цвета: синий, фиолетово-синий и фиолетовый. Цвет зависит от типа и яркости освещения, ну, и от того, под каким углом смотреть на изделие.

- Удивительно! - Журналистка округлила глаза. - Я первый раз слышу об этом камне.

- А, между тем, я уверен, что вы его видели! - Весело ответил корреспонденту интервьюируемый. - Вы же смотрели фильм "Титаник"?

Девушка утвердительно кивнула.

- Так вот, - продолжил он - в фильме героиня Кейт Уинслет носит колье с голубым бриллиантом "Сердце океана". Но настоящий голубой бриллиант не понравился Джеймсу Кэмерону, он плохо смотрелся в кадре. Пробовали сапфиры, но они оказались тусклыми. В результате главная героиня в фильме носит роскошное ожерелье с 50-каратным танзанитом. Его насыщенный темно-синий цвет с отблесками фиолетового идеально подошел для съёмок.

- Вы сказали, что танзанит сейчас очень ценится ? Почему? Его запасы ограничены?

- Именно. Камень формировался в земной коре многие миллионы лет под воздействием абсолютно разных природных факторов. Цоизиты есть и в других странах. Но все они имеют иной цвет - желтый или коричневый. А вот уникальный синий оттенок есть только у минералов из Танзании. Такие камни нельзя вырастить искусственно. С 2008 года цена танзанита выросла почти в три раза. Так что сейчас гарнитур с крупными вставками танзанита может стоить приблизительно столько же, сколько стоит хороший автомобиль класса премиум или небольшая однокомнатная квартира. - Учёный многозначительно поднял вверх указательный палец.

- Спасибо вам за такой увлекательный рассказ! Думаю, нашим зрителям было очень интересно об этом узнать!

Василий Николаевич отложил в сторону телевизионный пульт и задумался. На приглашение Веры погулять, ответил, что не очень хорошо себя чувствует, и Вера с Машенькой отправились на прогулку без него.

Вечером, сидя за чашкой чая на кухне, Василий Николаевич выложил перед Верой несколько крупных синеватых камней.

- Вот те самые танзаниты, Верочка. С того самого месторождения, о котором рассказывал сегодня в передаче молодой человек. Из того места, где я когда-то работал.

- Здорово! - Вера осторожно погладила пальцем шероховатую поверхность камня. - Настоящий исторический артефакт.

- А ещё - невозмутимо продолжил старик - молодой человек сказал, что стоимость танзанита составляет от 600 до 1000 долларов за карат. Конечно, необработанные, они будут стоить меньше, но зато их размер вполне позволяет надеяться...

- Зачем? - Вера испуганно посмотрела на собеседника. - Это же память!

- Верочка, я уже стар. Мне не слишком долго осталось жить этой самой памятью. И я хочу свои последние годы прожить достойно, не усложняя кому-то жизнь.

Вера хотела что-то сказать, но старик жестом остановил её и продолжил.

- Пусть нам не удастся купить квартиру, не думаю, что стоимости этих камней хватит, но поменять эту на бОльшую, с доплатой, мы, возможно, сумеем. Подумай об этом, Верочка.

* * * * *

- Твой старик прав! - Решила Света, выслушав подругу. - В интернете полно специальных сайтов и торговых площадок, в том числе, и для ювелиров, и для коллекционеров. Можно попробовать.

- Но я же, ровным счетом, ничего в этом не смыслю. - Вера озадаченно тёрла виски. - С чего начинать?

- Искать информацию. Не боги горшки обжигают, подруга. Найдём выход и здесь!

* * * * *

- Мама, смотри! - Машенька бросилась к детской горке во дворе и вылезла оттуда, прижимая к животу маленького рыжего котёнка. - Настоящий котёнок!

- Маш, ну и куда мы его денем?

- Возьмём домой! - безапелляционно заявила девочка. - Видишь, какой он несчастный!

Они уже три месяца жили в другой квартире. Как и предполагал Василий Николаевич, вырученных денег едва хватило на доплату. Зато теперь места хватало всем.

- А как же Кеша? - Вера смотрела на дочь, обнимающую худое рыжее тельце. - Вдруг он не примет малыша?

- Мама, - снисходительно объяснила Маша - Кеша уже старый и умный. Ты же помнишь, он котик-дедушка. А дедушки все любят маленьких. Как наш дедушка Вася. Он же меня любит?

- Конечно, любит. - Подтвердила Вера и добавила. - Ладно, давай попробуем. Но если Кеша будет недоволен...

Она не успела договорить. Маша вприпрыжку помчалась к подъезду.

Фото из свободного доступа сети Интернет.
Фото из свободного доступа сети Интернет.

...А утром Василий Николаевич жестом поманил Веру в кухню. Там, уютно устроившись на окне, сидели рядом Кеша и маленький рыжий котёнок.

НАЧАЛО ИСТОРИИ ЗДЕСЬ