Найти тему
Юрий Михаилов

Доступность ипотеки растёт, а жилья напротив

комфорт-класс для состоятельных граждан
комфорт-класс для состоятельных граждан

Казалось бы, всё должно быть наоборот, дешёвые "льготноипотечные" деньги позволяют замахнуться на некогда финансово недостижимые квадраты. Но как посчитали умные люди, 12 лет доступность жилья росла, а в прошлом году рухнула впервые с 2008.

Именно льготная ипотека, помогла застройщикам заработать сверхдоходы, но значительно усложнила задачу приобретения недвижимости сегодняшним квартирным соискателям.

Процесс вполне логичный, достаточно посмотреть на опыт более развитых стран, где около нулевые процентные ставки делают покупку недвижимости в собственность уделом состоявшихся успешных людей.

У нас же купить квартиру мог вчерашний ПТУшник, если родители добавят на первый взнос.

Теперь квартиры, особенно качественные - удел более обеспеченного слоя общества. Основная часть бес квартирных граждан навсегда закрепляется в своем статусе и будет "вращаться" на арендном рынке, пока не перепадут квадраты в наследство.

Есть ещё несколько вариантов "повышения доступности жилья", которые в итоге ведут к ещё большей сегрегации общества:

  • Строить откровенные, без прикрас, гетто-резервации, где-то на периферии агломераций, дабы проживающие там, смогли обслуживать более привилегированную касту собственников недвижимости мегаполисов. На самом деле, данный процесс, окончательного расслоения общества уже идёт, во всех сферах жизни: образование, медицина, доступ к качественным продуктам, недвижимость не исключение. Дома "для малоимущих" будут из самых дешёвых материалов, без инфраструктуры, но в них так же можно жить- существовать.
  • Второй путь, дешёвая пожизненная ипотека.

Мутко уже предложил увеличить лимит с нынешних 3 млн рублей по "льготке", до 4 млн и это позволит на 10% расшить число ипотечников. Но денег в бюджете на это нет, уже сейчас на дотации по льготной ипотеке бюджет ежегодно тратит 100 млрд рублей.

Я бы предложил более радикальные меры, почему бы застройщикам не компенсировать этот 1 млн покупателям их продукции и тогда, я уверен, число желающих до коморок в человейниках выросло бы не на 10%, а на все 60%.

Однако такие идеи слишком революционны, застройщики хотят прийти к снижению цен в результате эволюции, что несколько дольше...