Найти в Дзене
История транспорта

Что мы знаем о полетах Ту-104 в Якутск?

Официальная историография Ту-104 ограничивается упоминанием единственной технической посадки самолета Ту-104 в якутском аэропорту в 1957 году. Так, 26-31 марта 1957 года самолет Ту-104 СССР-Л5412 внуковского авиапредприятия, управляемый экипажем в составе: командира корабля Н.А. Свеженцева, второго пилота В.С. Учайкина, штурмана И.Б. Пахомова, бортинженера Б.Ф. Фролова, бортмеханика П.Л. Москалева совершил технический полет по маршруту Москва (Внуково) — Свердловск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Иркутск — Омск — Москва (Внуково). На борту были также ответственные работники Аэрофлота: начальник летного отдела ГУ ГВФ П.М. Михайлов и заместитель командира внуковского авиаотряда №200 В.А. Филонов. Как известно, грунтовая ВПП якутского аэропорта в ту пору не позволяла принимать самолеты типа Ту-104... По воспоминаниям Павла Михайловича Михайлова, участника этого перелета, вылетев поздно вечером 26 марта, через шесть летных часов, не считая времени на промежуточную посадку, самолет

Официальная историография Ту-104 ограничивается упоминанием единственной технической посадки самолета Ту-104 в якутском аэропорту в 1957 году. Так, 26-31 марта 1957 года самолет Ту-104 СССР-Л5412 внуковского авиапредприятия, управляемый экипажем в составе: командира корабля Н.А. Свеженцева, второго пилота В.С. Учайкина, штурмана И.Б. Пахомова, бортинженера Б.Ф. Фролова, бортмеханика П.Л. Москалева совершил технический полет по маршруту Москва (Внуково) — Свердловск — Новосибирск — Иркутск — Якутск — Иркутск — Омск — Москва (Внуково). На борту были также ответственные работники Аэрофлота: начальник летного отдела ГУ ГВФ П.М. Михайлов и заместитель командира внуковского авиаотряда №200 В.А. Филонов. Как известно, грунтовая ВПП якутского аэропорта в ту пору не позволяла принимать самолеты типа Ту-104...

По воспоминаниям Павла Михайловича Михайлова, участника этого перелета, вылетев поздно вечером 26 марта, через шесть летных часов, не считая времени на промежуточную посадку, самолет прибыл в Иркутск. В Иркутске Павел Михайлович оставил Ту-104 и пересел на рейсовый Ил-14, летящий по расписанию в Якутск: прежде, чем продолжать полет, ему необходимо было убедиться на месте в степени готовности ВПП аэропорта Якутск для приема Ту-104.

28 марта он возвратился в Иркутск, чтобы продолжить полет уже на Ту-104. И вот, 29 марта, в 1 час 10 минут московского времени серебристый лайнер оторвался от бетонки иркутского аэропорта и через два часа и тридцать пять минут коснулся колесами шасси грунтовой полосы, покрытой снегом, в Якутске.

Ту-104 СССР-Л5412 на поле якутского аэродрома, 29 марта 1957 года. Источник фото - aviaforum.ru
Ту-104 СССР-Л5412 на поле якутского аэродрома, 29 марта 1957 года. Источник фото - aviaforum.ru
Ту-104 СССР-Л5412 на поле якутского аэродрома, 29 марта 1957 года.  Источник указан на фото.
Ту-104 СССР-Л5412 на поле якутского аэродрома, 29 марта 1957 года. Источник указан на фото.

На следующий день Ту-104 отправился в обратный путь. В пути, не считая посадок в Иркутске и Омске, Ту-104 находился восемь с половиной часов.

После технического полета вопрос обслуживания турбореактивных лайнеров в Якутске не поднимался.

И вот, 25 июня 1966 года в многотиражной газете иркутских авиаторов «Восточно-Сибирский аэрофлотец» появляется заметка следующего содержания:

Заметка в газете «Восточно-Сибирский аэрофлотец» №48 от 25.06.1966 г. об открытии пассажирского рейса Иркутск-Якутск на ту-104.
Заметка в газете «Восточно-Сибирский аэрофлотец» №48 от 25.06.1966 г. об открытии пассажирского рейса Иркутск-Якутск на ту-104.

Итак, летчики ВСУ ГА на Ту-104 открыли пассажирские рейсы (с настоящими пассажирами, а не с делегациями чиновников и корреспондентов) по маршруту Иркутск — Якутск. Рейсы выполнялись по местному расписанию с индексом «В-» несколько раз в неделю. Обратите внимание, что полеты выполнялись в теплое время года!

К сожалению, пока точно не удалось установить период выполнения рейсов на Ту-104 Иркутск — Якутск. Наиболее вероятно, что их отменили к наступлению осенней распутицы в Якутске в начале сентября 1966 года. Газета как минимум ещё раз упоминает о рейсе Ту-104 в Якутск, в номере 58 от 6 августа 1966 года. Вот она:

Заметка в газете «Восточно-Сибирский аэрофлотец» №58 от 06.08.1966 г.
Заметка в газете «Восточно-Сибирский аэрофлотец» №58 от 06.08.1966 г.

На этом короткая история эксплуатации Ту-104 с грунтового аэродрома в полярных широтах прекратилась. Рейсы Иркутск-Якутск продолжали выполняться на Ан-10 и Ил-14. Якутское управление получало в свое распоряжение новые самолеты типа Ан-24. Турбореактивные лайнеры исчезли из якутских краев на долгие десять лет.

И ни в одной официальной или неофициальной истории самолета Ту-104 эту весьма примечательную веху — эксплуатацию Ту-104 на якутском направлении - вы не встретите. Скупо освещали её и современники. Быть может, потому, что рейс этот изначально определили в региональную авиацию. Быть может по каким-то иным причинам.