Русь второй четверти XII в. — это время усобиц князей, постоянных войн и набегов кочевников. В 1132 г. умирает Мстислав Великий, сын Владимира Мономаха, что привело к окончательному распаду Руси на раздробленные княжества. На востоке в 1147 г. союзные князья Юрий Долгорукий и Святослав Ольгович соединяются в маленьком городке «Москов» —будущую Москву. На западе начинает править князь галицкий Ярослав Осмомысл, которому приходится бороться не только с князьями, но и с боярами (что приведет позже в 1171 г. к сожжению любовницы князя боярами, как ведьмы). В Новгороде тоже не забывают радоваться жизни: В 1136 г. там пришло к власти вече, верхушка которого состояла из наиболее влиятельных и богатых людей Новгорода.
А в Антониевом монастыре, в Новгороде, основанном Антонием Римлянином (то ли бежавший от папских гонений ирландский монах, то ли образованный священник-грек из Италии) жил некий Кирик. В монастыре он был доместиком (начальником церковного хора) и уже в возрасте 26 лет написал первую книгу о способах вычисления текущих дат («Учение о числах» — о которой мы рассказывали в предыдущей статье). Но поскольку Кирик был еще и священником, то много общался с прихожанами. Для прихожан христианство было еще новой религией, которой от силы было полтораста лет на новгородской земле. Для священников же вопросы прихожан, их действия, да и жизнь самих священников вызывала немало затруднений.
Чтобы разрешить затруднения шли к более опытным и занимавшим более высокое положение чинам церкви. И итогом таких вопросов в Новгороде в середине XII века стало появление такого памятника как «Вопрошание Кириково».
Основную часть беседы Кирик провел с новгородским владыкой Нифонтом, который был противником ставленника киевского князя митрополита Климента Смолятича без санкции Константинополя, что привело к внеплановой задержке в стенах Киево-Печерской лавры с 1147 по 1149 г., куда его отправил киевский князь Изяслав Мстиславич. А поскольку Кирик был в числе свиты Нифонта, то ему удалось поговорить и с митрополитом Климентом Смолятичем, между прочим известным книжником и философом своего времени. После смерти Нифонта в 1156 году, Кирик беседовал с его преемником на должность епископа игуменом Аркадием, и другими лицами.
Точной даты написания источника нет. Исходя из контекста и знаний биографий упомянутых лиц, специалисты предполагают, что «Вопрошание» было создано в период конца 1140-х— конца 1150-х годов.
Казалось бы, «Вопрошание» это еще одна книга о том, как правильно служить церковную службу и вести себя христианину и священнослужителю.
Но не всё так просто. С первых же вопросов Кирика своему непосредственному начальству, становится понятно, что с понимаем христианских обрядов, поведения мирян и священнослужителей были проблемы. Поэтому, не стоит ждать высокодуховных и высокопарных чтений.
Так Кирик спрашивал у Нифонта: «Если человек блюет после того как причастился, [то как поступать?]». На что владыка отвечал, что необходимо наложить епитимью (церковное наказание ля мирянина) на 40 дней. Далее вопросы автора могут удивлять, но уже не вызывают некоего «культурного шока». Мы можем прочесть вопросы связанные с особенностями изгнания бесов, правилами поведения в интимной жизни для священнослужителей и проявлениями языческих дохристианских суеверий и о многом другом.
Самой же обширной группой вопросов, занимающей около половины текста «Вопрошания», являются вопросы, связанные с взаимоотношениями полов у мирян и духовенства, и борьба с различными проявлениями распущенности (чуть менее половины «вопрошаний» из списка в 101 вопрос). На втором месте по количеству вопросов (19 вопросов) идут проблемы, связанные с чистотой духовной и телесной применительно к посту и брачным отношениям. Также спрашивал Кирик и об особенностях богослужебной практики, отношению к причастию, приобщению к вере латинян, иноверцев и язычников и о многом другом.
Из недавнего еще языческого прошлого упомянут культ Рода и Рожаниц. Так, Кирик спрашивал: «Если Роду и Рожанице кроят хлеб, сыры и мёд?» — «Категорически запрещай. Где-то … написано: “Горе пьющим Рожанице”»
Поскольку ни сами язычники, священники не оставили подробное описание практиковавшихся обрядов, то мы можем лишь гадать, что это были за символы культа. Современники соотносили Рода и Рожениц с Артемидием и Артемидой. В исторической науке Рода и Рожаниц записывали и в духи предков и в богов, аналогов Ярилы и Лады, или вообще отрицали их существование. Но точного ответа мы так и не узнали, и вряд ли узнаем без новых источников, или без машины времени, портала в прошлое и т.п…
Упомянуто и суеверие, дошедшее до нашего времени, связанное с четными и нечетными числами. Кирик вопрошал у митрополита Клима Смолятича: «Вот еще где-то я слышал, что над кутьей за упокой двум свечам подобает быть зажженными, или четырем, или сколько хочешь, но [только] четное число. А за здравие [зажигают] пять или три». Клим же [на это] ответил: «Сколько хочешь [зажигай] и за здравие и за упокой, но без просфоры. Просфора приносится в алтаре, и ее после не носят над кутьей.» Новгородское общество того времени было в переходной стадии, между уходящим язычеством и новым христианством. «Вопрошание» Кирика смогло донести до нас те вопросы и проблемы, волновавшие новгородских священников и мирян.
Но всё же одной из главных особенностей труда Кирика являются его обширные знания, не всегда вписывающиеся в местные реалии. Специалисты видят из текста, что Кирик был знаком с апокрифической и западной христианской литературой, не признанной патриархами Византии. Такие познания объясняются Антонова монастыря и его основателя, Антония Римлянина, прибывшего из Италии.
О дальнейшей судьбе самого Кирика нам ничего не известно. Из его «Учения о числа» знаем лишь год рождения — 1110. «Вопрошание» же он написал видимо в возрасте 40-50 лет. Но и после его смерти его труд не был забыт и пользовался достаточной популярностью среди монахов и священнослужителей Руси.
Всего специалистам известно около 40 списков «Вопрошания». Самым старым является копия 1280-х годов, наиболее поздние датируются XVI-XVII веком.
Пред очи историков и филологов рукопись предстала в XIX в. благодаря стараниям филолога и археографа К. Ф. Калайдовича, которому везло на находки древних рукописей, но не везло на физическое и психическое здоровье… Но это уже совсем другая история.
Так, что документы дошедшие до нас, смогли немного приоткрыть мир забот и тревог священнослужителей и мирян в то давнее время.
Автор - Дмитрий Тихомиров