Да, и такие бывают разгромы. Особенно это известно шахматистам, которые играют «сицилианку». В этой дебютной системе чёрные практически с первых ходов начинают, что называется, ходить по лезвию ножа. Всего лишь одна неточность или ошибка в оценке возникшей на шахматной доске позиции – и уже в дебютной стадии они терпят крах. Красноречивых примеров тому огромное количество. Вот один из них...
К этой позиции соперники в партии МАХИА – КИНТЕРОС, 1980 г., пришли после семнадцатого хода белых. Предводитель чёрных фигур решил, что белые не заметили тактический удар и смело забрали коня...
17…Лd8:d4?
На деле оказалось, что белые заманили противника в хитрую ловушку.
18. Фd2-h6! Фa5-e5
Теперь аргентинский шахматист осуществляет свою задумку, в которой главная ставка делается на далеко продвинутую пешку g7.
19. Kc3-e4!
Очень красивая жертва!
Отдавая второго коня, белые быстро подключают к атаке по третьей горизонтали ферзевую ладью.
19…Фе5:е4
Если чёрные забирали коня ладьёй 19…Лd4:e4, то последовал бы тот же «боковой» ход слоном, что был сделан в партии.
20. Се2-h5! Лd4-d7
21. Лb3-d3! Cb4-c5+
22. Крg1-h1 Cc5-d4
Тут чёрные, похоже, упустили последний шанс на организацию более-менее удовлетворительной защиты.
Объективно лучше было предварительно отдать ферзя за ладью ходом 22…Фе4:d3, а уже на 23. c2:d3 перебросить своего чернопольного слона к защите королевского фланга путём 23…Cc5-d4.
23. Лd3-g3 Kb8-c6
Естественная попытка «распаковать» ферзевый фланг явно запоздала. У белых всё готово для проведения заключительной атаки на неприятельского короля.
24. Ch5-g6!!
Третья, решающая партию жертва фигуры. Беда чёрных в том, что уничтожить наглого слона пешками они не могут из-за смертельного для них вскрытия одной из двух вертикалей: а). 24…h7:g6 25. Фh6-h8x; б). 24...f7:g6 25. Лf1-f8x. Поэтому у них остаётся единственная возможность избежать немедленного мата.
24…Фe4:g6
25. Лg3:g6 Kc6-e7
Белая ладья неприкосновенна по тем же причинам.
26. Лf1:f7! Крg8:f7
27. g7-g8Ф+! Ke7:g8
28. Фh6:h7+
Такой великолепной атаке позавидовал бы и сам Виктор Купрейчик. Почему я называю именно этого белорусского шахматиста? Да потому что журналисты восьмидесятых годов сравнивали юного победителя с ним. Действительно, Карлосу Махиа удалось продемонстрировать в рассмотренной партии такой же высший пилотаж при острейших тактических осложнениях, какой был характерен для творческого почерка советского гроссмейстера.
Gab DINUR.